Астрахань тонет в мусоре! Что произошло?

Тариф удвоился, а отходы перестали вывозить

Смеем утверждать, что “мусорный кризис”, разразившийся в городе Астрахани, и ликвидируемый сейчас в авральном порядке при участии городских властей, носит рукотворный характер. Мы шли к нему целенаправленно с 2009 года, когда было заключено инвестиционное соглашение между правительством региона и группой компаний “Эко-система”, согласно которому в течение инвестиционного периода (три года) тариф на вывоз мусора вырос на 50%, а на территории региона появились мусоросортировочный завод и полигон в с. Рас­свет Наримановского района. Мы строили-строили и, наконец, построили, ура! Правда, тариф за вывоз мусора к 2016 году удвоился, а отходы перестали вывозить… Зато открылись перспективы развития системы управления отходами аж до 2026 года. О них и поговорим.

А у нас во дворе…

А у нас во дворе есть специальное местечко, где уютно разместилcя десяток мусорных контейнеров, обслуживаемых ООО РО ТКО АО “Эко-Система Астраханской области” и ООО “Гарант-Сервис”. Дело в том, что уже третью неделю эти десять контейнеров только наполняются, но никем не опустошаются. Вечерние “ароматы” мусороперегрузочной станции, расположившейся в 700 метрах восточнее на улице Латышева, 18, перебиваются резкими нотами запахов гниющих “отходов нашего двора”.

Соцсети и СМИ свидетельствуют, что загадочное бездействие мусорщиков охватило весь город. На сегодняшний день в Астраханской области имеется 58 лицензированных специализированных компаний по обращению с отходами и при этом “Каспийская столица” тонет в мусоре! Может, наших лицензированных транспортировщиков отходов похитили злые инопланетяне?  Чтобы не потерять здравый смысл и найти причины, давайте восстановим логику событий.

Отходы под контролем

Как ведь все замечательно начиналось! Успех следовал за успехом. Сначала Росприроднадзор своевременно до 1 июля отлицензировал организации и предпринимателей, планирующих зарабатывать на корочку хлеба с маслицем в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Потом региональное министерство жилищно-коммунального хозяйства в срок до 26 сентября разработало “Территориальную схему обращения с отходами, в том числе ТКО на территории Астраханской области” (далее — Схема).

Следующим этапом до конца 2016 года, как озвучило руководство минЖКХ, станет выбор регионального оператора по обращению с отходами, который и будет реализовывать Схему, а также выполнять “отходную” госпрограмму Астраханской области.

Дублер региональных властей?

Для каких целей законодатель породил регионального оператора, насколько высок будет его статус и каковы функции – даже экспертам пока не понятно, что уж говорить об обычных людях! Для тех, кто вообще не знаком с “мусорными” нововведениями, поясним, что в нашем конкретном случае речь идет о неком юридическом лице, которое, по результатам конкурса, проводимого минЖКХ Астраханской области, на десять лет получит статус регионального оператора.

Все управляющие компании и собственники жилья будут заключать с ним эксклюзивные договоры на вывоз мусора. Остальные игроки регионального рынка отходов становятся “операторами” и вынуждены будут выступать в роли подрядчиков регоператора.

Регоператору законодательно передаются практически все полномочия субъекта РФ по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО в регионе, вплоть до полного контроля “за деятельностью участников сбора ТКО” и “собственников отходов”. Под эту формулировку подпадают все без исключения физические и юридические лица.

Что рассказала Схема

Структура региональной схемы обращения с отходами едина для всех регионов и определена правительством РФ. Мы тщательно изучили все составные части Схемы, размещенные на официальном сайте министерства, и коротко расскажем вам о самых ярких аспектах.

Во-первых, Схема определяет целевые ориентиры развития отрасли обращения с отходами до 2026 года. В нашем регионе предполагается к 2019 году достичь феноменально высокого уровня утилизации и обезвреживания отходов – 82,34%, то есть на захоронение будет направляться лишь 17,66% от образующегося мусора. Это могло бы показаться реальным, если сравнивать с аналогичным показателем 2014 года - 78,3%, в том числе, утилизация – 58,44%, если бы не “провал” до 28,94% в 2015 году, когда утилизация отходов упала внезапно до 4,93%... Очевидно, власти планируют большой технологический прорыв.

Во-вторых, Схема устанавливает места, куда отходы будут вывозиться на захоронение. Так, до 2018 года “отходы, образующиеся в зоне деятельности регионального оператора №1, планируется размещать на 3-х действующих полигонах ТБО, … в Красноярском районе, в с.Тумак Володарского района и в Лиманском районе”.

Представляем, как удивятся жители Черноярского и Ахтубинского районов, узнав, что их отходы на захоронение будут отправляться в Лиман, а также в Красный Яр или с. Тумак, как повезет! И возить туда будут до тех пор, пока в 2018 году не построят новый полигон ТКО в Наримановском или Приволжском районе. Заметьте, в Схеме вообще не ведется речи об эксплуатации нового современного полигона ТКО в с. Рассвет Наримановского района, построенном ЗАО “АПЭК” в 2011 году за наши кровные “инвестиционные надбавки к тарифу” на вывоз ТБО.

“Мусорке” на Латышева – быть

В-третьих, “для более логистичного движения отходов … будут оборудованы площадки для временного накопления отходов”. К 2018 году помимо строительства нового полигона ТКО планируется создать 10 объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов. Оборудование мусороперегрузочных станций и площадок временного накопления ТКО предусмотрено в семи районах области. Кроме того, планируется осуществить строительство вспомогательных мусороперегрузочныех объектов с элементами сортировки отходов в 10-ти муниципальных образованиях Астраханской области. По-видимому, администрациям и жителям районов Астраханской области следует внимательно отнестись к изучению опыта обитателей города Астрахани, оказавшихся в зоне влияния мусороперегрузочной станции на ул. Латышева, 18.

В-четвертых, электронная модель Схемы размещена на официальном сайте минЖКХ Астраханской области в разделе “Территориальная схема ТКО” https://zhkh.astrobl.ru/site-page/vremennaya. Поэтому каждый желающий может интерактивно убедиться, что мусороперегрузочной станции в Ленинском районе города Астрахани – быть (хотя бы “временно”), а также и в том, что конечной точкой размещения городского мусора утверждены полигоны ТКО в Лимане, в с. Тумак и в Красном Яру.
Анализ Схемы логично подводит к выводу, что приостановка работы мусороперегрузочной станции на Латышева привела к полной парализации деятельности всех лицензированных мусороперевозчиков в городе. Не в Лиман же им на захоронение везти, на самом деле! Астраханцы сами должны понимать, что мусоровозам никакого бензина не хватит гонять на такие расстояния без “инвестиционной надбавки”.

 

Вконтакте

Ютуб

Facebook

ok.ru