Имитация баланса

04.03.2017 10:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Начало недели в российской – как бы поточнее сформулировать – “политической реалэкономик” заставило вспомнить притчу об унтер-офицерской вдове. А случился в начале недели шестнадцатый международный инвестиционный форум в Сочи. Гении и развороты Весьма красноречивой оказалась сама программа форума. Пунктом первым в повестке значилось пленарное заседание на тему “Новый политический цикл. Повестка экономического развития” (поэтому и “политический реалэкономик”). Ну насчет нового политического цикла и программы 70/70 только ленивый не прошелся (это о якобы спущенной на места установке, что в президентских выборах 2018 года должны принять участие в среднем не менее 70% избирателей и поддержать действующего президента тоже должны в среднем не менее 70% принявших участие в голосовании) – эти измышления мы отвергаем, у нас такого быть не может, поэтому сразу об экономике. Так вот. Далее в программе форума следовали панельные сессии с еще более яркими заголовками: “Последствия экономических ограничений: реализованный потенциал и перспективы обратного разворота” и “Гений места”: эффективное управление на местах – баланс федерального, регионального и муниципального управления”. Насчет “разворота” пока промолчим, а вот насчет баланса – вопрос чрезвычайно интересный. Бодрость бюджетного федерализма... Гвоздем программы стала встреча председателя правительства Дмитрия Медведева с губернаторами. Судя по информации, попавшей в прессу, речь шла о межбюджетных отношениях. По словам премьера, суммарный дефицит региональных бюджетов снизился со 170 до 12,5 млрд руб. Безусловно, это результат жестких, если не жестоких, действий федерального правительства, в том числе и санкций за планирование дефицитных бюджетов и закладывания в бюджеты следующего периода нереалистичных размеров ожидаемых доходов. Министр финансов Антон Силуанов добавил, что регионы сумели нарастить в прошлом году и в первые месяцы 2017 года налоговые и неналоговые доходы аж на 20% с лишним – огромный темп. Более того, по словам того же А. Силуанова, 80 регионов из 85 идут со значительным превышением доходов по сравнению с прошлым годом. То есть бюджетный федерализм расцветает пышным цветом. Но тут же зашел разговор и о зарегулированности региональных расходных полномочий федеральным центром. По словам премьера, “в здравоохранении, образовании, социальной поддержке (подчеркнуто нами – то есть что и зачем пытались в минувшее воскресенье спросить астраханские пенсионеры с местной власти, непонятно – нашли с кого спрашивать), занятости, транспорте, ЖКХ в общем объеме обязательств региональных властей порядка 10 триллионов рублей, доля зарегулированных полномочий превышает 95%”. А министр финансов уточнил – в образовании федеральным центром регулируется 80% полномочий, а в здравоохранении – 98%. А теперь расшифруем, что значат эти политкорректные бюрократические формулировки. …и грустные региональные реалии О том, что налоговые и неналоговые доходы регионов перераспределяются в пользу федерального бюджета, в результате от 2/3 до 3/4 доходов, собираемых на территории Астраханской области, уходят в федеральный бюджет, а расходные обязательства перед населением субъектов федерации, напротив, передаются из федерального бюджета в региональные, мы говорили много раз. Такой вот бюджетный федерализм в действии. Так получается, что еще и процедура расходования региональными властями средств на ЖКХ, социальную защиту, трудоустройство, образование, медицину на 95% определяется вовсе не местным законодателем и не региональной исполнительной властью, а федеральными ведомствами. И тут самое время вспомнить об упомянутом выше “балансе федерального, регионального и муниципального управления”. Управление всегда – это расходование ресурсов, в том числе денежных средств. И если 95% расходуемых из региональных бюджетов средств управляется центром, то, извините меня, о каком управлении на местах вообще можно говорить? О 5%? В этом состоит баланс? В этом состоит бюджетный федерализм? Или мы имеем дело с очередной имитацией демократического института? Ах, извините, у нас же слово “демократия” почти ругательное ныне. Но отчего тогда с самой вершины властной пирамиды мы слышим уверения – что мы и есть наидемократичнейшая страна? Может, запретить это слово, чтобы не смущать умы? Народ безмолвствует, но действует Об институте местного самоуправления вообще промолчу, он и в более благополучные годы не имел серьезной финансовой основы по причине той же зарегулированности. Еще одна имитация и еще один буфер для приема жалоб и заявлений населения и подушка для битья. Сходная ситуация с предпринимательской деятельностью, которая также не вписывается в “политический реалэкономик”, но прямо сказать об этом никто не рискует. Но народ-то безмолвствует, но действует: по данным Росстата, за 10 лет с 2005 года доля предпринимательских доходов в общей структуре доходов населения постоянно снижалась с 12,7 до 7,9%. То есть население тенденцию огосударствления экономики кожей чувствует и из бизнеса уходит. Зато растут доли доходов от зарплаты и социальных выплат. Надо ли объяснять, что это тупик? Может, в конце концов решиться и не на словах, а на деле заняться балансом между федеральным, региональным и муниципальным управлением – хотя бы вспомнить, что про это написано в Конституции?