«Каспийский монстр» возвращается

Россия возрождает тяжелые экранопланы

В России возрождается производство многоцелевых экранопланов. Над проектами  уже работают отраслевые КБ, причем создаются как легкие, так и тяжелые многоцелевые машины.

В СССР экранопланы уже приспосабливали для доставки десантников и ракет, причем весьма успешно. Пожалуй, самыми яркими страницами в истории боевого отечественного экранопланостроения стали проекты 903 «Лунь» и 904 «Орленок». Судьбы десантного «Орленка» и ударного «Луня» («Каспийский монстр») одинаково трагичны — распад СССР и нехватка денег практически уничтожили этот вид оружия без боя.

Гигантский «Каспийский монстр» вызвал трепет на Западе сразу как только секретную машину со странными «неземными» очертаниями сфотографировали американские спутники-шпионы. Полусамолет-полукорабль обладал невероятными габаритами (длина 73 метра, высота 19 метров), фантастической скоростью 500 км/ч  и нес на себе шесть  пусковых  контейнеров  с тяжелыми противокорабельными  ракетами  ЗМ-80 «Москит». «Лунь» мог одним залпом уничтожить авианосную группировку США и по ударной мощи был сопоставим с полноценным ракетным крейсером, только передвигался раз в десять быстрее. Первый полет экраноплан совершил в 1985  году на Каспийском  море.

По своим возможностями экраноплан находится между кораблями и самолетами. Аппарат способен «скользить» с минимальным расходом топлива. При этом вместо моря внизу может быть любая другая ровная поверхность. Машины невидимы для радаров, способны «лететь» со скоростью до 500 километров в час, грузоподъемность — девять тонн, или 100 пассажиров. По экономичности и грузоподъемности экранопланы выигрывают у самолетов и вертолетов, а по скорости — у судов на подводных крыльях, сообщают РИА Новости.

 

Основным разработчиком подобной техники в России традиционно является нижегородское Центральное конструкторское бюро имени Алексеева. Бюро занимается целой линейкой «крылатых кораблей», среди которых есть тяжелый океанский А-050 «Чайка-2», способный развивать скорость до 450 километров в час и преодолевать расстояние до пяти тысяч километров.

Взлетная масса аппарата составит 54 тонны, а грузоподъемность — девять тонн, или 100 пассажиров, которых при необходимости всегда можно заменить на морских пехотинцев или спецназовцев.  В качестве стартовых двигателей, предположительно, будут использоваться Р-195 (как на штурмовике Су-25), а маршевых —  ТВ-7-117 (как на Ил-114). По данным разработчиков, «Чайка-2» взлетит уже к 2022 году — эскизный проект успешно завершен и сейчас идет работа над техническим обликом.

Кроме того, КБ имени Алексеева работает над созданием еще более тяжелой машины — многоцелевого транспортного экраноплана А-080 «Чайка-3» со взлетной массой в 100 тонн.

 

Вконтакте

Ютуб

Facebook

ok.ru