Июльский авангард: почему Ольга осталась без гармони, а астраханцы — без наград?


Астраханцы в соцсетях активно обсуждают спектакли вахтанговцев и фестиваль «Верю!».

Таких совпадений  не бывает. Конечно, далеко не случайно один из самых авангардных театров страны, театр им. Вахтангова приехал к нам в Астрахань  с самыми новаторскими спектаклями  Римаса Туминаса «Евгений Онегин» и «Минетти» в разгар экспериментального фестиваля-лаборатории «Верю!» Масштабные театральные проекты верстаются в одних министерствах. В состав жюри фестиваля вошли артисты театра, а в его программу — творческие встречи и мастер-классы.

В общем, авангард в начале июля правил у нас бал. И зрители были на высоте — и в прямом, и в переносных смыслах. На «Евгении Онегине» участниками фестиваля был заполнен даже самый верхний ярус балконов оперного театра, где и стульев нет… И, пожалуй, впервые и в интервью СМИ, и в соцсетях, и участники фестиваля спектаклей малых форм, и блогеры называли наш город театральным.

Правда, рядом с восторженными постами в соцсетях стояли и недоумевающие. Одни писали:»Вахтанговцы впечатлили астраханцев на всех площадках! Полный восторг!» ,»В «Евгении Онегине » каждая картина — это шедевр»,»Онегин» — спектакль очень современный, зрелищный, стильный.» Другие негодовали:» К сожалению, публика у нас всеядная, а приезжих просто на руках носит, обезумев от счастья. Ну, очень хочет соответствовать!»,»И мы так и не поняли, почему у Ольги сначала появилась, а потом исчезла в руках гармонь и зачем нам два Онегиных и Ленских?»,» Мне кажется, Татьяна в спектакле скорее напоминает грузчика — зачем она таскает скамейки и кричит нечеловеческим голосом?»

 

Хорошо, что москвичам в Год театра объяснили и зачем в спектакле два Онегиных и Ленских, и куда делась гармонь Ольги (исчезла вместе с любовью и Ленским).  В театре прошёл цикл лекций о новаторских спектаклях. Может быть, и нашим театрам стоит  подхватить эту эстафету? Мне кажется, театральные лекции будут востребованы и во время Года театра, и после него. Как и театральные клубы, которые делают у нас пока первые шаги.

Частично эту функцию пока выполняет экспериментальный фестиваль-лаборатория «Верю!»,  который  стал в Астрахани уже традиционным, он проводился уже в третий раз. Театралы восхищались в соцсетях победителем фестиваля, спектаклем Самарского театра по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии», и удивлялись , почему наши театры остались без наград. В фестивале впервые принимали участие сразу четыре  наших театра со спектаклями малых форм (ТЮЗ, «Периферия»,»Диалектика» и «Зелёная лампа»).

Действительно, ТЮЗ показал прекрасную  работу, спектакль «Мёртвые души» в постановке Андрея Радочинского. А объединение артистов «Зелёная лампа» стало единственным коллективом, представившим  премьеру, спектакль по пьесе Воронова «С приветом из Мехико», который, я надеюсь, астраханские зрители ещё  увидят. Но, к сожалению, в жюри входил только один режиссёр, наш театральный гуру Юрий Кочетков, и он, видимо, как радушный хозяин фестиваля, ратовал за то, чтобы как можно больше наград увезли гости.

В соцсетях предлагают проводить фестиваль «Верю!» чаще (он не проходил последние четыре года), включать в  состав жюри маститых столичных режиссёров и учредить новые номинации фестиваля  (приз зрительских симпатий, за лучшую музыку, свет, сценографию и другие)