На астраханских маршрутах чуть было не начался коллапс

Казалось бы, в последнее время все чаще говорится об ужесточении требований к пассажирским перевозкам, особенно в части технического оснащения. И речь идет прежде всего о маршрутных такси, которые из вспомогательного превратились в Астрахани и области в основной вид общественного транспорта. А вот жалоб от жителей региона на маршрутки меньше не становится. Особенно на фоне недавнего поднятия цен за проезд практически на всех коммерческих маршрутах городского направления до 22 рублей.

“Обложили” новшествами
В свою очередь, и перевозчики недовольны новшествами, которые вводятся, по словам их разработчиков, для улучшения качества обслуживания и безопасности пассажиров. Это установка системы ГЛОНАСС, тахографов, кондиционеров и даже банковских терминалов и кассовых аппаратов для оплаты проезда. Прежде всего потому, что эти расходы ложатся на самих маршрутчиков. “Нас уже обложили со всех сторон, не знают, что еще на перевозчиков повесить”,– утверждают они.
Так, недавно на линию не вышел ряд пригородных маршрутов. Причина – в штрафах за отсутствие тахографов, которые перевозчики должны были установить на бортах своих машин уже 1 июля этого года. Эти требования закреплены приказом Минтранса. С 1 июля 2019 года оснастить маршрутки этими приборами, которые регистрируют скорость, режим труда и отдыха водителя, должны и перевозчики, работающие на внутригородских направлениях.

“Не та политика тарифов”
Как пояснил  вице-президент региональной ассоциации автотранспортников (РАСА) Дамир Булатов, в действительности перевозчики оказались заложниками существующей тарифной политики и непредвиденных расходов. В действующие регулируемые тарифы (а по ним работают большинство пригородных перевозчиков), которые формировались в мае прошлого года, не были включены расходы на тахографы, как и другие издержки, возникшие из-за роста цен в автотранспортной отрасли. В первую очередь это удорожание самих машин, их содержания и обслуживания, повышение цен на ГМС, увеличение МРОТ, налогов в ПФР и т.д. В результате на содержание транспорта, считает представитель РАСА, у перевозчиков денег не остается.

Начали бить рублём
– Общественный совет перевозчиков обратился в Минтранс, другие профильные структуры федерального уровня с просьбой об отсрочке сроков обязательной установки тахографов для пригородных маршрутов. В итоге в Москве приняли решение о продлении срока установки тахометров до 15 июля. Эти копии писем мы в свою очередь направили региональным властям. Нам дали отсрочку на два месяца, а с 18 июля начались единичные штрафы водителей и механиков за отсутствие тахографов. Это, в частности, коснулось маршрутов №№ 101, 113, 116 117, 122 – там практически половина парка не вышла на работу, чтобы не подвергать себя денежным взысканиям, – пояснил Дамир Булатов.

Только отечественного образца
Стоит еще отметить, что некоторые перевозчики уже установили тахографы, однако позже выяснилось, что действительны устройства только отечественного производства. Они стоят порядка 32 тыс. руб. Это значительные траты. К ним прибавятся и дополнительные расходы, ведь придется нанимать водителей, так как прибор будет отслеживать режим работы и отдыха работника. (Не секрет, что из соображений экономии многие маршрутчики трудятся с большой переработкой, что сказывается в итоге и на
безопасности пассажиров, и на графике движения транспорта – прим. ред.)

Обойтись замечаниями
Сейчас ситуацию удалось скорректировать. Чтобы не допустить сбоя в работе пригородных маршруток, на недавнем совещании при региональном минтрансе контролирующим организациям было рекомендовано до 15 августа обойтись замечаниями-предупреждениями в отношении водителей маршруток и перевозчиков, а последним – оснастить машины тахографами до 10 августа. В то же время есть надежда, что положительно решится вопрос о продлении сроков установки приборов до 1 января 2019 года, продолжает представитель РАСА.

В режиме ожидания
По его словам, сейчас маршрутчики находятся в режиме ожидания: как только появится информация от водителей о штрафах, то перевозчики не будут выпускать машины на линии без путевых листов, потому что это влечет за собой серьезные штрафные санкции, вплоть до ограничения действия лицензии.
По мнению Дамира Булатова, уже сейчас из-за сложившейся ситуации многие перевозчики, особенно работающие на нерентабельных маршрутах, сворачивают свою деятельность.

“Жирных” маршрутов не хватает
“С действующих маршрутов уходят по 5-10 машин. А с внедрением тахографов количество машин межмуниципального сообщения может сократиться еще на 20-30%. Такая ситуация может произойти и на городских маршрутах. Согласно нашему анализу, сдать водительские карточки могут 30-40% перевозчиков, а на установку тахографов пойдут 10-20% перевозчиков из “рентабельных”.
Вообще лично я считаю, что населению нужно честно сказать: если вы хотите комфортабельный транспорт, новые машины, то стоимость проезда по регулируемым тарифам должна быть куда выше, чем действующая сегодня”, – сказал Д. Булатов.

ГЛОНАСС проследит
У местных властей на это другая точка зрения, которая неоднократно озвучивалась. К примеру, в горадминистрации считают, что если перевозчик заявился на маршрут, то он должен выполнять все взятые на себя обязательства по перевозке пассажиров.
По мнению профильных ведомств, урегулировать работу маршрутчиков, заставить их соблюдать график движения, особенно в вечернее время, и не уходить с линии, когда вздумается, поможет система ГЛОНАСС, которая отслеживает движение транспорта в режиме онлайн. Так, до конца этого года перевозчики должны передать коды от системы ГЛОНАСС в Единую диспетчерскую службу города. В противном случае предпринимателям грозят лишением маршрутов.

Заставят повесить кондиционеры?
Еще один не менее актуальный вопрос для астраханцев, пользующихся маршрутками, – наличие в них кондиционеров. Сейчас это регулируется вступившими в силу новыми стандартами Минтранса, в которых определены в том числе и параметры комфортности транспорта: от допустимого уровня шума до нормы температуры воздуха в салоне. Важно и то, что Астраханская область вошла в ведомственный перечень субъектов РФ с особыми климатическими условиями. Правда, приказ Минтранса носит рекомендательный характер, однако предполагается, что в перспективе установка кондиционеров в салонах общественного транспорта станет для перевозчиков обязательной к исполнению.

“На всё” денег нет
Предприниматели от такой перспективы явно не в восторге, поскольку это опять значительные расходы. “Для нашей жары нужно покупать более мощные охладители воздуха, а это серьезные деньги – порядка 100 тыс. рублей, а то и выше. А это дополнительный расход топлива, которое и так постоянно растет в цене. Будут ли эти траты учитываться при расчете тарифа, тоже вопрос”, – говорят перевозчики. Поэтому сегодня в Астрахани комфортной маршрутки, оборудованной по всем правилам и требованиям, днем с огнем не сыщешь.