Автопроекты повышают скорость
В последние недели в прессе было озвучено несколько законопроектов, касающихся автовладельцев. “АВ” сочли, что читателям нашего еженедельника будет небезынтересно ознакомиться с некоторыми предлагаемыми новациями. Залог за пьянку за рулем Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий задержание автомобиля под залог в 30 тыс. рублей в случае, если водитель находился за рулем в пьяном виде или отказался от медосвидетельствования на алкоголь. Сегодня, если водитель нетрезв или отказался от проверки на алкотестере, его отстраняют от управления, а автомобиль помещают на штрафстоянку. Дальнейшую судьбу нарушителя определяет суд. В Кодексе РФ об административных нарушениях (КоАП) сказано, что автомобиль задерживается “до устранения причины задержания”, то есть до отстранения пьяного гражданина от управления машиной. Это значит, вместо него за руль может сесть родственник или знакомый (если они вписаны в ОСАГО) – тогда машину не увозят на эвакуаторе. МВД и Минюст РФ подготовили поправки в КОАП, суть которых заключается в том, чтобы исключить возможность пользоваться задержанной машиной до тех пор, пока не будет оплачен залог в 30 тыс. руб. Автомобиль нетрезвого водителя, согласно проекту, сначала должны отправить на штрафстоянку, откуда его можно будет вызволить только после внесения залога в 30 тыс. рублей и оплаты расходов на эвакуацию. А пока он не будет внесен, машину не увидят ни собственник, если водитель управлял ею по доверенности, ни родственники. Как поясняют авторы законопроекта, новая мера не только “окажет профилактическое воздействие на лиц, имеющих склонность к вождению в состоянии опьянения”, но и повысит платежную дисциплину. После вступления в законную силу решения суда (за вождение в пьяном виде предусматривается штраф в 30 тыс. рублей и лишение прав на срок от полутора до двух лет) сумма залога пойдет в счет уплаты штрафа. Мнения экспертов по поводу законопроекта разделились. Одни считают, что залог будет дисциплинировать водителей, его введение уменьшит случаи вождения в нетрезвом виде. Другие называют поправки “антиконституционными”, так как они фактически вводят институт конфискации до вступления судебного решения в законную силу. По данным Астраханского областного наркодиспансера, за 2015 год на медосвидетельствование инспекторами ГАИ было направлено 5014 водителей. Трезвыми и не употребившими наркотики или иные токсические вещества оказались лишь 1833 человека. Поддержим родной автопром Интересную “антикризисную” инициативу выдвинули власти Санкт-Петербурга. Там планируют на три года отменить взимание транспортного налога с новых легковых автомобилей, произведенных в России и приобретенных в организациях города, продающих машины. При этом машина должна быть зарегистрирована в период с 1 апреля по 31 декабря 2016 года. Аргументация авторов – поддержать производство отечественного автопрома, надо полагать, и тех производителей, которые собирают на наших конвейерах импортные модели. Инициаторы рассчитывают распространить петербургский опыт на другие регионы России. Еще один довод в пользу новшества – сегодня налогообложение автовладельцев, по сути, двойное: помимо транспортного налога, приходится платить еще и акциз на бензин, который “сидит” в цене топлива. “АВ” уже не раз писали о попытках избавиться от транспортного налога за счет повышения акцизов, но воз и ныне там: и налог остался, и акцизы повышают (только в этом году они по некоторым видам топлива увеличились на четверть). Но, с другой стороны, транспортный налог – один из источников пополнения региональных бюджетов, тем более что его конкретные ставки и льготы утверждают именно региональные власти. Поэтому вряд ли законодателям и исполнительной власти тех территорий, на которых нет автозаводов, понравится идея пожертвовать местным патриотизмом в пользу общероссийского благого дела подъема автопрома. К тому же сейчас кризис, каждая бюджетная копейка на счету, в субъектах идет процесс урезания льгот по всем направлениям. И за просто так освобождать от налога владельцев новеньких отечественных авто вряд ли кто согласится. Ну и вряд ли такие налоговые послабления простимулируют серьезный подъем потребительского спроса на российские автомобили. Кому недоступны дорогие иномарки, и так покупают наши, а кто может позволить себе приобрести что-то “серьезное”, вряд ли польстится на экономию в пару тысяч рублей в год в ущерб комфорту и престижу. Даешь гаражную амнистию В Госдуму внесен законопроект, который содержит порядок приобретения, эксплуатации и продажи так называемых машино-мест в “народных гаражах” и под многоквартирными жилыми зданиями, в гаражных кооперативах, на придомовых, крытых и иных автостоянках. Документ дает определение понятиям “гараж”, “машино-место” как объектам недвижимости, подлежащим кадастровому учету и государственной регистрации при переходе права собственности. Гаражи, как правило, капитальные, а машино-место – это участок, который предназначен для стоянки и хранения машины. Сегодня в большинстве случаев при продаже машино-места нужно согласие других владельцев, что затрудняет процесс купли-продажи и зачастую приводит к тому, что люди подделывают документы, что согласие получено. В дальнейшем такая сделка может быть признана недействительной. Законопроект о “гаражной амнистии” такое ограничение снимает. “Гаражную амнистию” предполагается реализовать в виде поправок в Гражданский и Градостроительный кодексы РФ, а все конкретные особенности прописать в федеральном законе “О гаражах и гаражных объединениях”. В том числе там будут и разделы, посвященные гаражным кооперативам и правовым отношениям, возникающим у членов таких кооперативов. Страховщики жалуются на автоюристов Российский союз автостраховщиков (РСА) пожаловался в Верховный суд на сверхприбыли юристов, специализирующихся на спорах по возмещению ущерба в системе обязательного страхования автогражданской ответственности. По словам страховщиков, резкий рост числа судебных разбирательство по ОСАГО вызван не их выплатной политикой, а активизацией юридических посредников. При этом их действия направлены “не на защиту прав и законных интересов потерпевших, а на извлечение сверхприбылей”. В РСА отмечают, что в Южном федеральном округе доля судебных выплат в общем объёме страхования уже достигла 40%. В целом же за 2015 год “автоюристы” вывели с рынка ОСАГО около 10 миллиардов рублей. Обычно схема работы “автоюристов” выглядит следующим образом. Они перехватывают потерпевшего после ДТП и сразу на месте аварии заключают с клиентом договор или доверенность, выплачивая ему определённую компенсацию. После этого у потерпевшего пропадает интерес обращаться к страховщику ОСАГО напрямую. Юридические посредники же направляют в компанию досудебную претензию, а сам повреждённый автомобиль на осмотр не предоставляется. В итоге штрафы, пени и завышенный размер ущерба, который невозможно реально оценить без транспортного средства, “идут не в пользу потерпевшего, а в пользу “автоюриста”, что можно классифицировать как злоупотребление правом”. В связи со сложившейся ситуацией страховые компании просят Верховный суд разъяснить другим судам наиболее популярные схемы работы “автоюристов”. Также страховщики предлагают рассчитывать сумму ущерба по официальным методикам РСА и только после обязательного предоставления повреждённого транспортного средства для осмотра.