Шагреневый чек

25.04.2016 15:41 Астраханские ведомости

Исследовательский центр “Ромир” проанализировал сведения о покупках россиян, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, и определил стоимость среднего чека в феврале 2016 года. Она составила 499 рублей, на 13,5% процента ниже, чем в январе. Такого беспрецедентного падения покупательской активности не наблюдалось никогда за все время наблюдений. Правда, в целом траты россиян на покупки все равно растут Рекордное похудение Средний чек – это стоимость покупок среднестатистического российского горожанина за один поход в магазин. Аналитики “Ромира” определили, что в феврале 2016 года стоимость среднего чека составила 499 рублей. По сравнению с январем средний чек похудел сразу на 13,5%, вернувшись к показателям двухлетней давности. Как отмечают аналитики “Ромира”, подобного резкого падения среднего чека не наблюдалось никогда за все годы измерений. Даже в разрезе года его падение оказалось чуть меньшим – 12,5%. Рекордное пикирование средний чек показал в крупных городах – пятисоттысячниках и миллионниках – где он опустился до самых низких значений за все годы наблюдений. Также максимальные потери понес средний в чек в гипермаркетах, показав в феврале беспрецедентно низкое значение за четыре последних года. Как он рассчитывается Индекс “Среднего чека” рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн-режиме поступают в базу данных скан-панели. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражениях. Питерцы впереди Средний чек похудел во всех регионах, отмечается в исследовании. Лидерами по сокращению чека стали Северо-Западный, Центральный и Дальневосточный федеральные округа, где чек за месяц потерял 17-21%. На юге страны, в Поволжье и на Урале средний чек похудел приблизительно на 10-11%. И спокойнее всего чек вел себя в Сибири, где потери в единоразовых затратах составили всего 4,5%. В Южном федеральном округе стоимость среднего чека в феврале текущего года составила 465 рублей (-9,5% к январю) В ощутимом снижении размера среднего чека в Северо-Западном регионе виноваты, безусловно, питерские покупатели, отмечают авторы исследования: они сократили единоразовые траты в магазинах сразу на 16% по сравнению с январем. Таким образом, средний чек в северной столице после январских 810 рублей оказался на отметке в 680 рублей. Однако он по-прежнему превосходит московский показатель. Так, в столице средний чек по итогам февраля получил значение в 661 рубль, что на 13% меньше январского значения. У нас тоже провал В других типах городов средний чек тоже показал небывалые провалы. Так, в городах-миллионниках чек похудел в феврале относительно января на 13% и вернулся к показателю не только двухлетней давности, но и вообще сравнялся со значением начала 2012 года. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек, куда входит и Астрахань (532,7 тыс. человек), чек в феврале оказался на 13,4% меньше, чем в январе. Уже в первом месяце года чек в этом типе городов показывал рекордно низкие значения. Февральский же результат оказался беспрецедентным – за четыре последних года наблюдений средний чек в пятисоттысячниках ни разу не опускался так низко. В городах с населением от 100 до 500 тысяч человек средний чек в феврале сократился на 14,2% по сравнению с январем. Его значение оказалось идентично показателям конца 2012 и 2013 годов. Тишина в гипермаркетах Сильнее всего размер среднего чека по итогам февраля просел в гипермаркетах и дискаунтерах, потеряв по 15,8% относительно январских значений. Особенно отмечают в “Ромире” потери гипермаркетов, где средний чек не опускался ниже тысячи рублей с конца 2013 года. И вот такой момент опять наступил – в среднем покупатели оставляли в прошедшем феврале на кассе всего 887 рублей. Это вообще самый низкий показатель за последние четыре года. Предыдущий антирекорд равнялся 888 рублям в июне 2013 года. В супермаркетах и магазинах традиционной торговли также было отмечено ощутимое снижение среднего чека – более чем на 14%. Аналогичные размеры чеков в этих торговых точках последний раз отмечались в середине 2014 года. Все равно тратим больше Тем не менее поводов для паники нет, утверждают авторы исследования. На фоне растущих общих расходов на повседневные товары сокращение среднего чека говорит только о том, что россияне сделали более разнообразными свои походы по магазинам. Они ходят за покупками чаще и в большее количество магазинов, в каждом из них оставляя меньшие суммы, чем месяцем ранее. Но по общему итогу они тратят больше. По данным “Ромира”, в феврале 2016 года повседневные расходы россиян выросли относительно января на 4,1% при месячной инфляции в размере 0,6%.