Уроки Парижа

24.11.2015 12:03 Астраханские ведомости

Жизнь теперь будет другойТекущий 1437 год по исламскому календарю выдался трудным не только для полуторамиллиардной уммы (мусульманской общины – ред.), но и для тех, кто об исламе мало что слышал. Сектантская война, разгоревшаяся на Ближнем Востоке, в той или иной степени затронула уже весь мир. Тем более, эта война все заметнее приобретает новые черты. Смена целей Массированная террористическая атака во Франции изменила ситуацию в корне. Сама атака явно имела новую для терактов цель. Если ранее теракты совершались для запугивания и публичной демонстрации разными уродами своей "всесильности", то атака на Париж явно имела целью взорвать французское общество, заставить французов позабыть свои фундаментальные ценности свободы и прав личности на самовыражение и натравить французов на мусульман (если иметь в виду конфессиональные аспекты), арабов и других выходцев из южных стран (если иметь в виду этнические аспекты), мигрантов и пр. Этой цели служили и выбор места атак – наиболее многонациональные округа Парижа, и подброшенные на месте преступления липовые документы. Да и сам выбор Парижа – общепризнанного центра мировой культуры – укладывается в эту логику. Фундаменталистов разного толка – от необольшевиков из "красных бригад" и палестинских "борцов на национальное самоопределение", терроризировавших Францию в 70-е годы, до нынешних джихади – бесил и бесит дух свободы личности на родине современной европейской демократии. Пожалуй, впервые главным объектом атаки был сам образ жизни, а не его носители – французы, американцы, британцы, индийцы, россияне. Крах неизбежен Для запрещенного в России дайеш (еще раз предлагаю коллегам не повышать самооценку фанатиков и не называть их "Исламское государство") теракты в Париже – самоубийство. Вопрос военного разгрома самопровозглашенного халифата решен и вариации возможны только во времени. У джихадистов есть куда отступать и есть обширная социальная база в "суннитском треугольнике" в долине Евфрата. Тем более, пора задуматься о жизни в мире после краха десятого, непризнанного халифата (посему десятым его назвать не совсем корректно). А крах теперь неизбежен, наконец нанесены реальные удары по столице дайеш – Ракке, которую пока бомбежки обходили стороной, что давало прессе массу поводов для злословия. Основная проблема в том, что идея халифата для арабского и суннитского мира – это как для нас "поднимем Россию с колен!". Впрочем, лично я не припомню за крайние как минимум лет 500, когда это Россия была на коленях. В кризисах, которые всегда были вызваны кризисом власти – была не раз, "на понтах" тоже частенько бывает, а на коленях – не припомню, и 90-е годы прошлого века вовсе не пример. Ностальгия по Халифату Времена Арабского халифата вспоминаются с ностальгией. Был период, когда культура арабского Востока была куда мощнее культуры Европы. Именно арабы в Кордове перевели десятки тысяч книг на один язык и сделали таким образом мировую сокровищницу мысли общедоступной. Медицина, математика, астрономия бурно развивались именно в этот период. Потом все куда-то ушло, а почему – неясно. Вот и ностальгия и подозрительность: кто-то отнял – враги украли. Крах дайеш не излечит арабский и суннитский мир от ностальгии по Халифату. Очаг самого оголтелого джихадизма в "суннитском треугольнике" – и не только там – так просто от бомб не исчезнет. Идеологическая зараза будет расползаться и обрастать легендами. Что из чего "Три источника и три составные части" дайеш, оно же запрещенное в России ИГ, можно представить следующим образом. Первый источник – идеология арабского возрождения (возрождения Халифата, не иначе) и панарабизма, второй источник – салафийя, возвращение к корням ислама, в данном случае доведенное до паранойи, третий источник – социальная справедливость и социализм в его арабском понимании. А теперь насчет "трех составных частей" дайеш. Первая – костяк – это разогнанная по недомыслию американской администрацией армия Саддама Хусейна – 400 тысяч сержантов и офицеров-баасистов, многие с советским военным образованием. Отсюда и такая военная эффективность и такие внутренние спецслужбы. Вторая – это отколовшиеся от запрещенной в России Аль Каеды профессиональные джихадисты, типа уничтоженного американцами в 2006 Аз-Заркауи. Третья – это сбитые с толку пришельцы со всего мира, попавшиеся на гипноз вербовщиков. Пора отказаться от фарисейства Как бороться с последствиями вспышки "халифатизма" – на эти вопросы отвечает один из крупнейших специалистов по исламскому экстремизму Айян Хирши Али. Это имя мы уже называли, напомню, что беженка из Сомали доктор Хирши Али от джихадистов имеет два смертных приговора – за фильм и книгу. Итак, рецепт от Айян имеет тоже три пункта. Первый – перенос в Европу израильского опыта борьбы с терроризмом. Израиль, ведя с 1948 года непрерывную войну с исламским терроризмом, ухитрился построить мощную экономику и поднять уровень жизни своих граждан до европейского уровня. Нечего стесняться, пишет Айян – пригласите в Европу израильских экспертов. Пункт второй – подготовиться к длительной и тяжелой борьбе за умы, особенно молодежи, содействовать реформированию ислама, поддержке "диссидентов от ислама" и приведению ислама в соответствие с реалиями 21-го века. Пункт третий – жесткая регуляция миграции: в Европу пропускать только тех, кто усваивает европейские ценности. Да, это грубая мера, но она необходима и пора отказаться от фарисейства, утверждает Хирши Али. Все должно меняться А что же нам делать? Да прислушаться к рецептам Хирши Али с учетом нашей специфики. И тоже перестать фарисействовать, поняв одну простую вещь: христиане перестали убивать за веру примерно 500 лет назад, иудеи – 2000 лет назад, а на мусульманском календаре сейчас 1437 год. Но есть и ислам Магриба – как в Марокко, например, куда более современный и вполне доброжелательный к людям любой иной веры. Ислам должен меняться, идти в ногу со временем и быть привлекательным для той части общества, которая ищет душевное равновесие именно в этой вере. Кстати, то же можно сказать и о любой другой религии, да и об атеизме.