Налогу вменили рост на 16%
Но депутаты предлагают этого не делать В будущем году единый налог на вмененный доход (ЕНВД) вырастет на 15,9%, соответствующий коэффициент-дефлятор утвердило Минэкономики РФ. Спохватившись после обращений предпринимателей, в Государственной Думе РФ предлагают принять закон, оставляющий в 2016 году коэффициент-дефлятор на прежнем уровне. Но заморозка "федерального" коэффициента может привести к тому, что муниципалитеты в целях увеличения налоговых поступлений в местные бюджеты нивелируют ее повышением "своих" коэффициентов. Что такое ЕНВД Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД, "вмененка") целиком поступает в местные бюджеты, его основные параметры установлены Налоговым кодексом РФ. Суть его в том, что структуры малого бизнеса, работающего по вмененке, платят фиксированный налог, не зависящий от их реальных доходов. Налоговой базой здесь является так называемый вмененный доход – потенциально возможный доход, который может получить в налоговом периоде предприниматель, занимающийся конкретным видом деятельности. Ставка ЕНВД составляет 15% от величины вмененного дохода. С 2016 года городам и районам разрешено снижать ставку с 15 до 7,5%. В свою очередь, вмененный доход определяется как произведение базовой доходности на коэффициенты К1 и К2. Величина базовой доходности в рублях для каждого вида деятельности установлена Налоговым кодексом. Коэффициент-дефлятор К1 для всех видов деятельности, учитывающий инфляцию, ежегодно утверждается Минэкономики РФ. Коэффициенты К2, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности, устанавливаются представительными органами местного самоуправления для каждого вида деятельности. На ЕНВД "сидят" в основном небольшие предприятия и ИП торговли и общепита, сферы услуг, грузовых и пассажирских автоперевозок. Численность работников не должна превышать 100 человек. Предложено заморозить На днях стало известно, что Минэкономики РФ приказом № 772 от 20 октября 2015 года утвердило величину коэффициента-дефлятора К1 для ЕНВД на 2016 год в размере 2,083. К1 в 2015 году составлял 1,798, соответственно, рост вмененного дохода, а равно и самого налога в 2016 году составит 15,9%. Это самый резкий его рост с момента введения ЕНВД в 2003 году (тогда он был принят за единицу). На 2015 год индексация была вдвое меньшей — 7,83%. Проект этого приказа был опубликован несколько недель назад (см. "АВ" № 39 от 23 октября, "По нулям не получается") и встревожил предпринимателей. Беспокойство выражали в "Деловой России", сомневался в правильности столь существенного увеличения налоговой нагрузки бизнес-омбудсмен Борис Титов, а глава ассоциации "Опора России" Александр Калинин даже написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором просил заморозить коэффициент-дефлятор на уровне 2015 года. А. Калинин ссылался на то, что рост налоговой нагрузки для 40% малых предпринимателей, применяющих ЕНВД, идет вразрез с поручением президента о сохранении неизменности условий налогообложения до 2018 года. Как видим, не помогло. Тогда в бой пошла тяжелая артиллерия. В минувшую пятницу, 13 ноября, депутат Государственной Думы РФ единоросс Андрей Макаров внес целый законопроект о заморозке коэффициента-дефлятора по ЕНВД на 2016 год. В пояснительной записке к законопроекту автор отмечает, что рост налоговой нагрузки на малый бизнес "представляется недопустимым": по данным "Опоры России", индексация увеличит нагрузку для 2,1 млн предпринимателей, применяющих ЕНВД, на 15 млрд руб. в 2016 году. К2 на запасном пути Судьба законопроекта Андрея Макарова пока не ясна. С одной стороны, индексация "вмененного" налога в 2016 году, действительно, чрезмерно высока и превышает планируемый уровень инфляции 2015 года (в районе 12%). С другой стороны, у местных бюджетов немного возможностей для наполнения, одной из которых является ЕНВД. Поэтому некоторые эксперты опасаются, что в случае заморозки коэффициента-дефлятора муниципалитеты поднимут "свои" коэффициенты К2, пытаясь все равно увеличить поступления от ЕНВД. Как уже писали "АВ", по сути своей коэффициент К2 понижающий: НК РФ разрешает варьировать его в пределах от 0,005 до 1. Для многих видов деятельности, в том числе и в Астрахани, этот коэффициент сейчас меньше единицы. Но если муниципальные власти увидят угрозу заморозки коэффициента-дефлятора К1, то они, в целях избежания инфляционных потерь для своих бюджетов, могут поднять коэффициенты К2. Правда, тогда вся ответственность за это ляжет именно на местные власти, а депутаты Госдумы, если примут законопроект Макарова, останутся все в белом. Тем временем Вчера на заседании комитета по бюджету, финансам и налогам городской Думы Астрахани рассматривали предложение управления торговли и предпринимательства администрации Астрахани об увеличении в 2016 году корректирующих коэффициентов для ряда видов деятельности (последний раз некоторые коэффициенты менялись в 2014 году). В частности, предложено увеличить коэффициенты для авторемонтных мастерских и автомоек в среднем в 5,3 раза, для платных автостоянок и грузовых перевозок – в 1,7 раза, для розничной торговли по продаже ряда продовольственных и непродовольственных товаров – в 1,5 раза. После бурных дебатов депутаты решили пока не принимать проект горадминистрации, а создать рабочую группу, которая более тщательно изучит вопрос и даст бюджетному комитету свои рекомендации. А 26 ноября на пленарном заседании Гордума рассмотрит проект, предложенный комитетом к утверждению.