Налогу вменили рост на 16%

24.11.2015 12:00 Астраханские ведомости

Но депутаты предлагают этого не делать В будущем году единый налог на вмененный доход (ЕНВД) вырастет на 15,9%, соответствующий коэффициент-дефлятор утвердило Минэкономики РФ. Спохватившись после обращений предпринимателей, в Государственной Думе РФ предлагают принять закон, оставляющий в 2016 году коэффициент-дефлятор на прежнем уровне. Но заморозка "федерального" коэффициента может привести к тому, что муниципалитеты в целях увеличения налоговых поступлений в местные бюджеты нивелируют ее повышением "своих" коэффициентов. Что такое ЕНВД Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД, "вмененка") целиком поступает в местные бюджеты, его основные параметры установлены Налоговым кодексом РФ. Суть его в том, что структуры малого бизнеса, работающего по вмененке, платят фиксированный налог, не зависящий от их реальных доходов. Налоговой базой здесь является так называемый вмененный доход – потенциально возможный доход, который может получить в налоговом периоде предприниматель, занимающийся конкретным видом деятельности. Ставка ЕНВД составляет 15% от величины вмененного дохода. С 2016 года городам и районам разрешено снижать ставку с 15 до 7,5%. В свою очередь, вмененный доход определяется как произведение базовой доходности на коэффициенты К1 и К2. Величина базовой доходности в рублях для каждого вида деятельности установлена Налоговым кодексом. Коэффициент-дефлятор К1 для всех видов деятельности, учитывающий инфляцию, ежегодно утверждается Мин­экономики РФ. Коэффициенты К2, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности, устанавливаются представительными органами местного самоуправления для каждого вида деятельности. На ЕНВД "сидят" в основном небольшие предприятия и ИП торговли и общепита, сферы услуг, грузовых и пассажирских автоперевозок. Численность работников не должна превышать 100 человек. Предложено заморозить На днях стало известно, что Минэкономики РФ приказом № 772 от 20 октября 2015 года утвердило величину коэффициента-дефлятора К1 для ЕНВД на 2016 год в размере 2,083. К1 в 2015 году составлял 1,798, соответственно, рост вмененного дохода, а равно и самого налога в 2016 году составит 15,9%. Это самый резкий его рост с момента введения ЕНВД в 2003 году (тогда он был принят за единицу). На 2015 год индексация была вдвое меньшей — 7,83%. Проект этого приказа был опубликован несколько недель назад (см. "АВ" № 39 от 23 октября, "По нулям не получается") и встревожил предпринимателей. Беспокойство выражали в "Деловой России", сомневался в правильности столь существенного увеличения налоговой нагрузки бизнес-омбудсмен Борис Титов, а глава ассоциации "Опора России" Александр Калинин даже написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором просил заморозить коэффициент-дефлятор на уровне 2015 года. А. Калинин ссылался на то, что рост налоговой нагрузки для 40% малых предпринимателей, применяющих ЕНВД, идет вразрез с поручением президента о сохранении неизменности условий налогообложения до 2018 года. Как видим, не помогло. Тогда в бой пошла тяжелая артиллерия. В минувшую пятницу, 13 ноября, депутат Государственной Думы РФ единоросс Андрей Макаров внес целый законопроект о заморозке коэффициента-дефлятора по ЕНВД на 2016 год. В пояснительной записке к законопроекту автор отмечает, что рост налоговой нагрузки на малый бизнес "представляется недопустимым": по данным "Опоры России", индексация увеличит нагрузку для 2,1 млн предпринимателей, применяющих ЕНВД, на 15 млрд руб. в 2016 году. К2 на запасном пути Судьба законопроекта Андрея Макарова пока не ясна. С одной стороны, индексация "вмененного" налога в 2016 году, действительно, чрезмерно высока и превышает планируемый уровень инфляции 2015 года (в районе 12%). С другой стороны, у местных бюджетов немного возможностей для наполнения, одной из которых является ЕНВД. Поэтому некоторые эксперты опасаются, что в случае заморозки коэффициента-дефлятора муниципалитеты поднимут "свои" коэффициенты К2, пытаясь все равно увеличить поступления от ЕНВД. Как уже писали "АВ", по сути своей коэффициент К2 понижающий: НК РФ разрешает варьировать его в пределах от 0,005 до 1. Для многих видов деятельности, в том числе и в Астрахани, этот коэффициент сейчас меньше единицы. Но если муниципальные власти увидят угрозу заморозки коэффициента-дефлятора К1, то они, в целях избежания инфляционных потерь для своих бюджетов, могут поднять коэффициенты К2. Правда, тогда вся ответственность за это ляжет именно на местные власти, а депутаты Госдумы, если примут законопроект Макарова, останутся все в белом. Тем временем Вчера на заседании комитета по бюджету, финансам и налогам городской Думы Астрахани рассматривали предложение управления торговли и предпринимательства администрации Астрахани об увеличении в 2016 году корректирующих коэффициентов для ряда видов деятельности (последний раз некоторые коэффициенты менялись в 2014 году). В частности, предложено увеличить коэффициенты для авторемонтных мастерских и автомоек в среднем в 5,3 раза, для платных автостоянок и грузовых перевозок – в 1,7 раза, для розничной торговли по продаже ряда продовольственных и непродовольственных товаров – в 1,5 раза. После бурных дебатов депутаты решили пока не принимать проект горадминистрации, а создать рабочую группу, которая более тщательно изучит вопрос и даст бюджетному комитету свои рекомендации. А 26 ноября на пленарном заседании Гордума рассмотрит проект, предложенный комитетом к утверждению.