Засада на правовом поле. Должность мэра расщепляется с трудом

06.02.2015 10:28 Астраханские ведомости

На этой неделе городская Дума Астрахани приняла новую редакцию Устава города, заменяющую прямые выборы мэра Астрахани на избрание главы города из числа депутатов и введение должности “сити-менеджера”, то есть главы городской администрации, назначаемого на конкурсной основе. И выборы нового градоначальника, и конкурс на сити-менеджера еще впереди. Между тем некоторые эксперты заявляют о некоей сиюминутной правовой коллизии, при которой указанные процедуры не вполне вписываются в действующее законодательное поле. Пикантная ситуация Итак, во вторник, 3 февраля, как и следовало ожидать, городская Дума единогласно приняла новый Устав города. Теперь документ должен пройти регистрацию в Минюсте и официально опубликован, после чего вступает в силу. Напомним, согласно новой редакции Устава, горожане уже не смогут выбирать мэра Астрахани напрямую. Да и сама должность мэра упразднена и расщеплена на две: глава муниципального образования “Город Астрахань” и глава администрации города Астрахани. Главу города, выполняющего в основном представительские функции, изберут депутаты Гордумы из своего состава, он же будет и председателем городского парламента. А главу администрации, которого в обиходе называют “сити-менеджер” (потому что он будет решать все вопросы, связанные с управлением городским хозяйством и обеспечением жизнедеятельности Астрахани), согласно новому Уставу, назначит на конкурсной основе специальная комиссия, состоящая в пропорции 50:50 из представителей областной и городской власти. Пикантность ситуации заключается в том, что городской Думе в ее нынешнем составе осталось работать немногим более полугода, так как в сентябре истекает срок ее полномочий и должны состояться новые выборы. Следовательно, если после вступления нового Устава в силу (что возможно уже в конце февраля) депутаты изберут главу города, то он “порулит” только до сентября. Затем – новые выборы и, возможно, новый мэр (будем его по привычке так называть). А сити-менеджер, согласно действующему законодательству, назначается на срок полномочий представительного городского органа, но не менее чем на два года. И тут, как говорится, возможны варианты... Срок преткновения Один из экспертов “АВ”, специализирующийся на избирательном праве, рассказал о нескольких возможных сценариях дальнейшего развития событий. По его мнению, в каждом из них в создавшейся ситуации есть какой-либо изъян. Вариант 1. Депутаты избирают главу города, после чего комиссионно назначают сити-менеджера на 2 и более года. Но в сентябре 2015 года истечет срок полномочий и мэра, и Гордумы. Значит, если следовать букве закона, уверяет эксперт, после выборов нового состава Думы и нового главы города надо инициировать и процедуру нового конкурса на должность главы администрации. Вариант 2. Депутаты, избрав мэра, объявляют конкурс на сити-менеджера со сроком его полномочий только до новых выборов Гордумы, то есть до сентября 2015 года, после чего весь цикл (избрание мэра и назначение сити-менеджера) запускается по новой. Здесь, по мнению нашего источника, может почувствовать себя ущемленным и обжаловать калифство на час сам глава администрации, поскольку согласно закону, срок его полномочий не может быть меньше двух лет. Вариант 3. Депутаты избирают мэра, но с назначением главы администрации не спешат, оставляя эту процедуру новому составу Гордумы, то есть до сентября. Все это время городским хозяйством руководит и.о. главы администрации. Но кто и каким документом может назначить этого и.о., в Уставе не прописано, уточняет специалист. Вариант 4. Наконец, “нулевой вариант”: Устав вступает в силу, но депутаты оставляют статус-кво до сентября, то есть не выбирают ни мэра, ни сити-менеджера. В этом случае схема управления городом остается прежней до выборов нового депутатского корпуса, то есть до сентября. В принципе, рассуждает наш источник, такое развитие событий (точнее, их отсутствие), в переходный период действующее законодательство допускает. Изъян здесь скорее не юридический, а морально- этический: Устав города уже новый, а власть осталась от “прежнего режима”. Нехорошо как-то. Акела не должен промахнуться Как видим, вариантов много, и городские депутаты теоретически могут выбрать любой из них. Однако источники “АВ” утверждают, что тянуть с избранием главы города и назначением главы администрации никто не будет – Астрахани нужна легитимная власть. Скорее всего, имя нового мэра мы узнаем в конце февраля, а сити-менеджера – в конце марта – начале апреля. Депутатам останется только определиться со сроком полномочий последнего (не считая, понятно, проблемы подбора конкретной кандидатуры). Вопрос не столько правовой, сколько политический. И промашки здесь быть не должно.