Районы – упразднить. В Астрахани хотят ликвидировать административное деление
Власти обсуждают возможность упразднения административного деления Астрахани на районы. Согласно рассматриваемому Госдумой закону, если деление города сохранится, то осенью в каждом районе придется создавать свои МУПы, советы депутатов, расширять аппарат, а заодно отказаться от выборности мэра города.
“Зачем делить хозяйство?“
Госдума приняла в первом чтении закон о реформе местного самоуправления. Закон предполагает отмену прямых выборов мэров городов, у которых есть деление на районы. А также отмену выборов глав сельских районов и сельских поселений, депутатов гордумы и райсоветов. Населению должны остаться выборы депутатов сельсоветов и советов депутатов городских районов, а также выборы мэров городов, которые не поделены на районы. Окончательно закон должны принять до 1 июня.
Проект в прошлую пятницу впервые широко обсуждался в астраханской областной думе на комитете по местному самоуправлению. Из выступлений депутатов и чиновников стало понятно, что астраханские власти склонны упразднить деление Астрахани на районы.
“Как можно делить город на районы, которым придется стать отдельными муниципалитетами? – задается риторическим вопросом представитель губернатора в Думе Астраханской области Виктория Гурьянова. – Как придется делить муниципальные предприятия, хозяйство?“.
По ее словам, многие российские города “тоже не представляют себе, как“.
Председатель комитета по местному самоуправлению Яков Винокуров заявил, что категорически против деления Астрахани на районы.
Губернатор предлагает дать право
В федеральном законопроекте право делить или не делить город на районы фактически отдано на места. Можно установить “критерии для деления“ областным законом, можно – уставом города.
Губернаторские поправки к федеральному законопроекту, которые внесены на утверждение в астраханскую облдуму на прошлой неделе, предлагают отобрать у области и города право устанавливать “критерии для деления“, записав, что критерии устанавливаются федеральным законом сразу для всей страны.
Вопрос ликвидации городских районов должен, согласно федеральному проекту, согласовываться с населением. Астраханские власти просят дать регионам право выбирать способ волеизъявления населения: “Способ учета мнения населения городского округа устанавливается законом субъекта РФ“ .
Вчера, 24 апреля, облдума проголосовала за губернаторские поправки. Теперь их направят от имени астраханского парламента в федеральный.
Было объявлено, что поправки обсуждались с администрацией Астрахани. Мэрия ответила думцам: можно принять, но надо доработать.
Замерли в ожидании
Более конкретно о том, как будет происходить отказ города от деления на районы, пока никто точно сказать не может. В федеральном законопроекте ничего на эту тему не говорится, скорее всего, правила придется прописывать в областном законе, а уже потом менять устав города, рассуждает источник в горадминистрации. “Сейчас все равно никаких конкретных движений предпринято не будет, – заверил источник. – Все станет понятно только после второго чтения в Госдуме“. Второе чтение запланировано ориентировочно на 15 мая.
“Скорее всего районные администрации сохранятся в виде управлений мэрии, то есть населению не придется бегать за всеми справками в главное здание на Чернышевского, – рассуждает со знанием дела источник. – Но аппараты, видимо, урежут, глав понизят в статусе, никаких новых депутатов не будет“.
Референдум – теперь и в АстраханиОппозиция планирует провести городской референдум для подтверждения своего тезиса о том, что население хочет прямых выборов. О создании инициативной группы объявил председатель регионального отделения “Справедливой России“ Олег Шеин. В группу зовут всех желающих. Вопросы для референдума сформулированы пока приблизительно: “Считаете ли вы, что мэра должны избирать граждане?“ и “Поддерживаете ли вы упразднение деления Астрахани на районы?“.
“Бюджеты и так стоят на коленях“
Елена Симеонова, председатель Думы города Астрахани:
– Согласна, что можно совместить должности мэра города и председателя гордумы, понимаю президента: он хотел приблизить власть к народу, чтобы она стала, так сказать, на расстоянии вытянутой руки. Но не считаю целесообразным создание двухуровневого парламента. Это банальное раздувание бюрократии. Идея админи стративных районов, на мой взгляд, оправдана в городах-миллионниках, но в нашем городе – нет. Да, реформа МСУ нужна однозначно: в плане разделения полномочий, источников финансирования, потому что все полномочия должны обеспечиваться необходимыми средствами. Но предлагаемый вариант реформы (я смотрела материалы, там сказано, что она не потребует финансирования из федерального бюджета) потребует вливаний из местных бюджетов, которые и так стоят на коленях.
“Будут сплошные мелкие депутаты“
Вадим Монин, кандидат исторических наук, доцент Астраханского государственного университета:
– Принятие закона фактически ликвидирует прямые выборы глав муниципальных образований – от мелкого поселения до городского округа. Фактически устраняется возможность роста новых политических лидеров, которые могли бы составить конкуренцию, например, на выборах губернатора. Будут сплошные мелкие депутаты и назначенные ими по согласованию с областными властями сити-менеджеры. Это не политики.Кроме того, закон не решает самой важной насущной проблемы – проблемы соответствия материальных ресурсов и полномочий. Более того, закон предлагается с обещанием того, что когда-нибудь потом эта проблема будет решена. Но в 2003 году, когда вносился закон о местном самоуправлении, было обещано то же самое: примете закон № 131, а потом будут поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Этого не произошло, и я не понимаю, почему это должно произойти сейчас.