Город не тянет лифты. Ситуация с износом подъемных устройств критическая
Через год у половины лифтов в Астраханской области истечет срок эксплуатации, их придется остановить. У жильцов нет денег на покупку и установку оборудования – требуется от 1,3 до 1,7 миллиона за одно подъемное устройство. Эксперты считают, что деньги придется искать областным властям.
Кабина замедленного действия
Лифтовой парк Астрахани стремительно стареет, и к 2015 году у 916 лифтов в 435 многоквартирных домах истекает срок эксплуатации (всего в нашем регионе 2070 лифтов). Уже сейчас в Астрахани эксплуатируются лифты с истекшим сроком службы, что может представлять опасность для жизни и здоровья граждан. Однако сами граждане часто об этом не подозревают: узнать, что за машина установлена в подъезде, кем произведена и (самое главное) когда, для простого жильца не так-то просто – таблички и наклейки с этой информацией, как правило, давно содраны или заклеены.В “Южной лифтовой компании” нам пояснили, что в астраханских домах работают и подъемные устройства, перешагнувшие 25-летний юбилей, и те, которым уже за 35.
По данным компании “Финам Менеджмент”, уровень износа лифтов в стране составляет порядка 35-40%. Вступивший в силу в 2010 году “Технический регламент о безопасности лифтов”, утвержденный постановлением правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. №782, требует до 2015 года включительно заменить и модернизировать более 150 тыс. лифтов в многоквартирных домах по всей стране, в противном случае их следует вывести из эксплуатации. Решение о том, отключить лифт или рисковать, катаясь на изношенной машине, принимает ТСЖ, управляющая компания и уполномоченный дома при непосредственном управлении.
50 тысяч с квартиры
В “Южной лифтовой компании” говорят, что отправили не один десяток уведомлений, однако никакого ответа от управляющих не получили.
– Самая тяжелая ситуация в Советском районе Астрахани, в микрорайонах Юго-Восток 3, 2, 1, 1А, там много устаревших лифтов, – рассказывает технический директор компании “Лифтсервис” Бисер Иванов. Его компания курирует работу 896 городских подъемников.
В компании “Астраханьлифт”, отвечающей за работу 722 лифтов, подчеркивают, что устарела значительная часть оборудования не только в многоквартирных домах, но и в социально значимых организациях. Так, в скорейшей замене нуждается лифт в городском клиническом родительном доме №1 и в больнице имени Кирова.
– Финансирование работ по замене лифтов мизерное. При этом на замену одного подъемного устройства нужно около 1,7 миллиона, – пояснил господин Иванов. – Если жильцам самим скидываться на покупку, то может выйти больше 50 тысяч рублей с квартиры. По словам господина Иванова, его компании пришлось приостанавливать работу лифта в доме №46 на улице Савушкина. Изменения в законодательстве позволили обслуживающей компании провести диагностику лифта и замену “слабых звеньев”. – Позже после новой диагностики и ремонта эту агонию можно будет продолжить, но если не найти источники финансирования, эксплуатацию очень многих лифтов все-же придется приостановить через несколько лет, – отметил техдиректор компании “Лифтсервис”.
Бюджет в помощь
В настоящее время собственники квартир, вошедших в программу капремонта многоквартирных жилых домов, платят 15% от общей стоимости лифта, остальное возмещает бюджет. Замену лифтового оборудования будут финансировать в том числе из регионального фонда капитального ремонта. Напомним, в этом году жители астраханских многоквартирных домов начнут платить по 4 рубля с квадратного метра жилья в фонд капремонта. В бюджет 2014 года заложили 21 млн рублей по программе капремонта, но в облдуме считают, что это только декларация о намерениях.
– Решение проблемы замены лифтов за счет спецсчетов и даже программы кредитования дома невозможно, поскольку при стоимости замены 1 лифта, допустим, в 1,5 млн руб. для шестиподъездной девятиэтажки речь идет о сумме в 9 млн рублей, что сравнимо со сборами за пятилетний период в условиях, когда жители не будут ремонтировать коммуникации, кровлю и платить за уборку территории, – считает депутат Олег Шеин.
Столичные эксперты считают, что замена лифтов станет головной болью региональных властей.
– Сфера ЖКХ уже давно передана на уровень регионов, и именно они должны решать все возникающие проблемы, – сказал “Астраханским ведомостям” ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов. – Не стоит ждать выделения средств напрямую на эти цели из федерального бюджета в 2014 году, в условиях замедления темпов роста российской экономики и снижения расходов на социальную сферу. Так что, скорее всего, самому региону придётся изыскивать средства на решение проблемы замены лифтов.
Стоимость замены лифта зависит от типа шахты, грузоподъемности, других параметров. Наименее затратна замена лифта в глухой шахте (как правило, железобетонной), самая дорогая замена в приставных (подвесных) шахтах, так называемых “стекляшках” – ввиду того, что во втором случае замене, как правило, подлежит еще и непосредственно шахта. Стоимость замены такого лифта может доходить до 3-4 млн рублей. Самый экономичный способ обновления лифта – его модернизация, при которой от старого лифта остаются направляющие в шахте, а все остальное (то есть двери шахты, кабина, лебедка, станция управления) меняется на новое оборудование. Стоимость ремонта зависит от того, что надо ремонтировать. Мелкий ремонт входит в стоимость обслуживания, ремонт и замена крупных узлов (например, электродвигателя) определяются отдельно.