Может ли весенний паводок в Астраханской области быть аномально высоким?
На последнем заседании межведомственной оперативной группы по регулированию стоков с волжских ГЭС были озвучены цифры и прогнозы на предстоящий весенний паводок, они более чем оптимистичные и даже тревожные. Прогнозируют половодье на уровне 1966-1979 годов, тогда происходили подтопления населённых пунктов в Астраханской области, велась колоссальная и затратная с финансовой точки зрения работа по берегоукреплению, которая позволила предотвратить значительный ущерб от большой воды.
Причина катастрофических паводков — человек , а не природа
Тема половодья ежегодно появляется в передовицах астраханских СМИ и муссируется вплоть до июня. За много лет работы в газете я нашел наиболее компетентный и, как оказалось впоследствии, самый точный источник прогнозов паводка и вообще экологической ситуации на Волго-Каспии, который, как правило, оказывался прав в отличие от чиновников, всевозможных комиссий и прочих Гидрометов. Им был Дамир Никитович Катунин, старейший работник КаспНИРХа, проработавший там полвека. К сожалению, его не стало в прошлом году, но я хорошо помню его оценки и прогнозы, многие из которых сохранились на видеоносителях. В частности, по поводу катастрофического паводка 1979 года он говорил, что проблема была не в природных факторах, а чисто в управленческих решениях по работе Волжских ГЭС. Тогда на майские праздники нужно было принимать оперативные меры, открывать заслонки, но были праздники и время упустили.
А ещё в катастрофически маловодном 2015 году во время записи интервью он сказал примерно следующее: «Существует прогноз одного специалиста (фамилию он не назвал) с цифрами и выкладками, с которыми я полностью согласен, о том, что с 2016 года начнётся многоводный период, который продлится до 2050 года, кто доживёт, проверит, так это или нет». Прошлогоднее половодье и, судя по всему, предстоящее подтверждают слова Дамира Никитовича, хотя в 2014 году казались чересчур оптимистичными. Сам Дамир Никитович делал прогнозы половодья на основании сбросов воды в марте, изучив которые за время работы волжских ГЭС, он выявил закономерность, позволявшую делать ему достаточно точные прогнозы. В работе комиссии по регулированию стоков с Волжской ГЭС от Астраханской области принимает участие руководитель службы природопользования Игорь Краснов. “Пока действительно все идет к тому, что паводок будет очень большой, но на него могут повлиять количество осадков в феврале и марте, глубина промерзания почвы, которая сейчас еще ниже нормы, и интенсивность снеготаяния. То есть паниковать еще рано”, - сказал он. Тем не менее работа по предотвращению последствий паводка, по его словам , уже началась.
Большую воду можно направить в западно-подстепные ильмени
Конечно, можно тратить колоссальные суммы на берегоукрепление, технику, ГСМ и рабочие руки - способ, при котором всегда можно откусить кусочек бюджетных денег, желающих хоть отбавляй, а можно пойти другим путём. По мнению экологического активиста из Лиманского района Владимира Андросова, много лет бьющегося за спасение западно-подстепных ильменей, именно они могут устранить угрозу подтопления в Астраханской области.
«В Астраханской области не может быть катастрофически высокого паводка, паводок 1979 года не от обилия воды, а от вполне рукотворных творений человека, то есть перекрытия проток дельты всевозможными ГТС (гидротехнические сооружения), и снижения их пропускной способности. Особенно это касается западно-подстепных ильменей (ЗПИ) — они не только уникальнейшие нерестилища планеты Земля, но и мощнейшийрегулятор уровня воды в дельте. В 1958 году объём воды сброшенный за короткий промежуток весеннего половодья был больше чем 1979 году, однако уровень воды был ниже почти на полметра, тогда в ильменях ещё не было столько дамб, а проточность водотоков была гораздо выше.Благодаря горизонтальной проточности ильмени способны пропустить через себя более 60% паводковой воды, при этом дополнительно принять для заполнения всех ильменей порядка 10-12 кубических километров воды, если конечно убрать дамбы ( в нынешнем состоянии они способны принять лиш 2,5 куб.км) , только «грунты»заберут 4 куб. км. гарантированно удерживая уровень воды в районе Астрахани ниже 6 м , но открывать дамбы никто не собирается, несмотря на многолетнюю болтологию и очевидную необходимость восстановления ЗПИ как наиболее значимой для Астраханской области территории как в экономическом, так и в экологическом плане».
Зачем копать пруд, можно пересыпать дамбой ильмень и «выращивать» рыбу
Слово «выращивать» в подзаголовке неспроста взято в кавычки, потому что подразумевает под собой в первую очередь очень важную составляющую — чтобы кого-то вырастить, его нужно кормить. При товарном рыбоводстве в подстепных ильменях рыбу в подавляющем большинстве не кормят, она питается тем, что дают природа и биологическая продуктивность ильменя.
Чтобы было понятно нашим читателям, стоит пояснить, подстепные ильмени - это водоёмы федерального значения, такие же, как реки и озёра. Представьте, что речка, которая протекает у вашего дома, перегораживается дамбами и между ними появляется пруд, туда запускают молодь и выращивают рыбу, а вода уходит по боковому притоку. Рыба кушает то, чем богат водоём, водоросли, планктон (кормить ведь дорого). Во время паводка заслонки в дамбах открываются и вместе с водой туда заходит рыба, потом заслонки закрываются, дикая рыба и её потомство становится искусственно выращенной. С годами старое русло реки заиливается (в нашем случае котловина ильменя), вода уже не идёт туда самотёком, а качать её дорого, и на месте некогда богатого жизнью водоёма начинают сажать арбузы и прочие овощи, получая богатые урожаи, - это в лучшем случае, а в худшем на месте некогда богатого жизнью водоёма появляется солёная безжизненная пустыня.
Начиналось это в 1986 году, тогда под товарное рыбоводство отдавались концевые или тупиковые ильмени, хотя именно они являются самыми продуктивными нерестилищами: в них теплее вода, и туда в первую очередь устремляется рыба во время нереста. Впоследствии под раздачу попали и проходные ильмени, через которые вода поступала в другие. Перекрывая их, на гибель обрекается вся цепочка следующих по течению. Многие из проходных ильменей, согласно экспертизе, являются концевыми. Вероятно, эксперты были хорошо простимулированы, но экспертизы эти, словно щит, прикрывают сегодня арендаторов в судах.
Ежегодно перед паводком власть декларирует бурную деятельность по разваловке незаконных дамб в западно-подстепных ильменях, но, как известно, закон у нас что дышло, разваловываем незаконные дамбы, на их месте появляются законные. Ильмени превращаются в пруды и бахчи, и с каждым годом их становится всё больше, мы теряем не только водоёмы и сопутствующие им экосистемы, но и уникальные, самые продуктивные нерестилища для рыбы, уловы которой падают с каждым годом. Всё, что там делается и сделано, можно легко подвести под статью 358 "Экоцид" УК РФ ("Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу») - лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.
Кто рыбу охраняет, тот её и «танцует», или у семи нянек дитя без глазу
Учитывая специфику нашей страны и обилие контролирующих органов, трудно представить, что подобная ситуация возможна без их без разрешения или молчаливого согласия . Я попытался выяснить, кто даёт такие разрешения на использование ильменей под товарное рыбоводство.
Начальник отдела государственного охотничьего надзора и охраны окружающей среды службы природопользования Астраханской области Алексей Шевченко пояснил нашему сайту, что такое решение принимается коллегиально, комиссией, которая собирается в управлении по рыбоводству при министерстве сельского хозяйства Астраханской области. В неё входят представители районных администраций, минсельхоза, нашей службы, ВКТУ Росрыболовства (рыбоохрана - прим. автора), Росводресурсов, всего около десяти человек, решение принимается простым голосованием, то есть большинством голосов. Даже если кто-то проголосует против, но будет в меньшинстве, решение всё равно примут в пользу арендатора. Иногда на голосование или аукцион выставляются участки, которые являются частью водно-болотных угодий, чего в принципе быть не должно. По нескольким таким случаям мы обратились в природоохранную прокуратуру и Росприроднадзор, но результатов пока нет.
Один из источников, некогда работавший в агентстве по рыболовству Астраханской области, пояснил мне, как заявки на конкретные водоёмы или ильмени попадают на аукцион. Оказывается, их может сделать любой желающий, и, если на бумаге всё соответствует требованиям к участнику конкурса, отказать ему не могут. Ну а почему большинство членов комиссии принимают решения в пользу желающих заработать, остаётся только догадываться. То есть крайнего нет, налицо ситуация управляемого бардака, и ответственность, по идее, за это лежит на федеральных ведомствах, в чьём подчинении находятся федеральные водоёмы. — это Росводресурсы. Росприроднадзор и ВКТУ Росрыболовства, последнее просто грудью обязано встать на защиту ильменей как нерестилищ рыбы , однако этого не происходит.
По мнению Владимира Андросова главные инициаторы раздачи ильменей под прудовое рыбоводство и бахчи местные товарищи из районных администраций,в чьих интересах любым способом привлечь бюджетные деньги. Как известно, товарное рыбоводство субсидируется из федерального бюджета, откуда всегда можно откусить чуток.
Единственное действенное средство, которое, хоть и со скрипом, помогает отбивать ильменя, - обращения на имя президента от местных жителей, и очередное — по словам Владимира Андросова -уже готовится отправиться в Москву.
Хотелось бы, чтобы к процессу подключился наш губернатор, только не ссылаясь на решение комиссий и прочую бюрократическую лабуду, а так как он умеет и может , объяснить главам районных администраций на понятном для них языке , что каждая дамба вне зависимости «законная» она или нет - гвоздь в их гроб как госслужащих и чиновников. Нет никаких сомнений что если глава района захочет ни один ильмень не станет прудом или бахчёй.
А федеральным ведомствам и природоохранной прокуратуре не мешает возбудить дела по статье экоцид, тем более что оснований для этого более чем достаточно, было бы желание.
По состоянию на 10.01.2017 запасы воды в снежном покрове, по данным полевых и лесных снегосъемок, составляли: в бассейнах Рыбинского и Камского водохранилищ - 108 и 109% нормы соответственно, в бассейнах Волгоградского, Саратовского, Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ - от 122 до 137% нормы, в бассейне Горьковского – 147% нормы, Чебоксарского – 158% нормы. В целом по Волжско-Камскому бассейну снегозапасы превысили норму на 32%. В связи с чем решено увеличить сбросы с Волжской ГЭС с 5500 до 6200 куб. м/с.