…И лебедей, и цветы и себя любимых
14.05.2012 12:17
Отношения художников и публики просты: первые пишут картины, вторые ими любуются и приобретают. Как происходит этот процесс в Астрахани? Где можно приобрести и заказать картину? Насколько это востребовано и дорого ли?
Итоги – в залы
Пару месяцев назад на областной ежегодной выставке один весьма известный пожилой астраханский мэтр сознался мне, что никогда не может отогнать от себя чувство беспокойства о заработке: «У художников нет возможности спокойно писать картины, не думая о завтрашнем дне. Живописью не заработаешь…». И посетовал на бесполезность выставок, а как следствие, нежелание иных художников участвовать в них. И тут же назвал трагедией отсутствие своего выставочного зала.
По-видимому, вожделенный десятилетиями выставочный зал прочно стал у многих ассоциироваться с возможностью улучшить материальное положение. А где в настоящее время можно видеть работы астраханских художников? В фойе Театра кукол и кинотеатра «Иллюзион» (планировалось, что аналогичным «меценатом» выступит новый Театр оперы и балета, но пока увы), а также некоторых библиотек, банков, кафе. Специализированные учреждения? В краеведческом музее ремонт затянулся на долгие годы, а, как отмечают сами художники, в картинной галерее их выставки случаются, но лишь по глобальным поводам.
Кстати, астраханские художники всегда откликаются на приглашение поучаствовать в выставках в других городах. Из 38 выставок, прошедших за последний год, восемь устраивались в Москве, Саранске и других регионах. А недавно в апреле наших пригласили в музейный салон в Элисте, тоже вариант.
Кремль как объект салонной живописи
Само по себе участие в выставках для людей творческой профессии, конечно, полезно. Но есть здесь и приятный фактор: обычно любая выставка - это выставка-продажа. И даже если на стене рядом с приглянувшейся работой не висит ценник, организаторы помогут связаться с автором.
Таковы неписаные правила любых выставок. Хотя есть и такие залы, где к каждой картине прилагается указание ее стоимости. Это художественные салоны. Их в Астрахани пять. Иногда картины вообще продаются рядом с сувенирами.
В залах для продажи чаще всего не заботятся о расположении картин в определенном порядке. Поскольку помещения не очень-то большие, а выставлять приходится десятки, а иногда и сотни работ. Всем зарабатывающим живописью их адреса известны наизусть. Как рассказала «ДА» искусствовед Галина Машарова, свои работы на продажу предлагают практически все члены Союза художников, которых в Астрахани полсотни, и те, кто не входит в Союз.
А вот сказать, что дорогу в салоны знают многие астраханцы, было бы большим преувеличением. Говорят, что несколько лет назад картины продавались неплохо. В принципе это вписывается в общую концепцию развития благосостояния отечественных трудящихся и предпринимателей. Некий эффект ренессанса в нулевые. До 2008 года, ставшего стартовым для начала кризисной лихорадки. Теперь любой крупный покупатель на виду – и на счету. Обычно это иногородние гости. В 2010 году партию работ закупили галерейщики из Ростова. А в прошлом году знатоком живописи показал себя саратовский губернатор, который приобрел аж семь работ, сам и выбрал, обнаружив вполне сформированный вкус. Кстати, прежде всего он обратил внимание на работы Виктора Юшина и огорчился, узнав, что они уже проданы.
Мы выбираем, нас выбирают
Итак, вот мы и пришли к одному из самых главных вопросов дня. Касающегося, простите, не искусства, а людей в нем. Чьи работы выбирает зритель? И что предпринимает сам художник, чтобы быть выбранным?
Справедливости ради отметим сразу, что, по наблюдениям экспертов, самыми востребованными художниками продолжают оставаться Шамиль Такташев и Виктор Юшин. Увы, посмертно.
Составлять какой-то рейтинг ныне здравствующих вряд ли корректно. Чтобы понять, кто же находится в зените славы, нужно, наверное, как и всегда в торговом зале, обратить внимание на количество нолей на этикетке. Разброс цен большой – от одной тысячи рублей до шестидесяти-семидесяти. Ясно, что в данном случае цена будет зависеть от пожеланий самого автора. Но бывает и так: две работы одного автора на одну тему, одного размера, написаны в одно и то же время, в общем, казалось бы, совсем близнецы. Однако одна стоит вдвое дороже. Каприз? Подлинное ощущение затрат? Или умелый менеджмент? Ответ знает только творец. Есть такие, кто не проставляет астрономических сумм, мотивируя «я же быстро пишу». Но, как и на любом рынке, основное сообщество пытается вразумить таких отчаянно демпингующих «отщепенцев», дабы не снижали цены.
А что востребовано? Картины, которые показывают «как в жизни». То есть астраханский зритель, может, и полюбуется мастерами импрессионизма или сюрреализма, но вряд ли приобретет их работы.
Живописные работы, по мнению типичного покупателя, должны являться этакими большими красочными открытками. Как бы сувенирами, преимущественно пейзажными. Узнаваемый городской вид - это хорошо. Беспроигрышный вариант, если изображен кремль. Можно заказать и получить все - и лебедей, и цветы, и себя любимого, но опять же лучше всего на фоне кремля. Кремль может стать кормильцем для любого художника. Впрочем, обычно начинающего, осваивающего азы маркетинга. Впоследствии можно перейти к воспеванию других памятников архитектуры, да и просто улочек старого города. А можно иногда и обрести свою нишу. Писать только цветы, например. Но так, чтобы потенциального покупателя пробирало… до самого кошелька. В общем, как и везде: жизнь удалась, если то, что любишь делать, может принести и деньги.
Расхожее мнение – одни художники пишут «для еды», другие – для себя. Но это как раз и продается… Лишь единицы могут позволить себе не подстраиваться под вкусы толпы. Так, о В. Юшине вспоминают, что он не подлаживался под зрителей, а поднимал их до себя.
И еще – в астраханских салонах покупают работы не только астраханских художников. О чем это говорит? Может, в других городах лучше ощущают спрос?
Под цвет глаз или обоев
Что приводит людей в салон живописи? Туда идут обычно те, кто ищет подарки на дни рождения, юбилеи и прочие даты. Их выбор диктуется предпочтениями юбиляров либо брачующихся. Далее следует категория официальных лиц, которым нужно что-то вроде представительских подарков. Они выбирают картины, которые в какой-то степени могут служить визитными карточками региона. К примеру, тот же кремль.
И, наконец, те, кто хочет оформить свой дом. В салонах их называют наиболее благодарными посетителями, поскольку они смотрят на живопись как на произведение искусства, а не как на большую поздравительную открытку. Они предпочитают создавать в доме свой стиль и настроение - с помощью близких по художественному духу произведений искусства. Которыми, кстати прежде всего и являются картины (функция товара вообще-то для них вторична). Они могут прийти не один раз, приобрести несколько работ – для разных комнат. И даже сделать заказы.
Заказывают прежде всего портреты. Стоимость зависит от размера, обычно колеблется в пределах 20-50 тысяч. Групповые портреты обходятся дороже. Кстати, вот и один из ответов на вопрос – почему в Астрахани нет таких «творческих» местечек на улицах, как на Арбате, к примеру, где можно бы было попозировать и за считанные минуты и рубли получить свое изображение.
При создании портретов необязательно позировать, можно договориться и о написании портрета с фотографии. Мастера жанра (их не так уж и много) обычно выбирают парадно-реалистический стиль. Своего Никаса Сафронова в Астрахани нет. Впрочем, те мастера живописи, с кем заключают договоры, как и в любом другом виде бизнеса, обычно не афишируют сделок. Коллеги по цеху, как правило, не жалуют таких деятелей, как Сафронов и Басков, полагая, что они стали на позицию «любите меня в искусстве».
Красота для юрлица
Бывают ли заказы от организаций? По наблюдениям экспертов, от государственных практически нет. Несколько лет назад проводился конкурс работ, которыми предполагалось украсить коридоры здания администрации области. Тогда отобрали картины Сергея Дьякова, Игоря Парахина, Александра Петрова, Анатолия Туркина и Хабирахмана Хусаинова.
Несколько лет назад активизировались банки. Стали приобретать живопись для интерьеров. Но, похоже, теперь и здесь все свободные места в коридорах и кабинетах уже заняты…