Чудеса астраханской экономии

12.09.2016 07:24 Экономика

Каждый субъект малого и среднего бизнеса (МСБ) мечтает получить госзаказ… В условиях затяжного экономического кризиса, когда потребительский спрос “съежился”, деньги остались лишь у государства в бюджете. Да и там уже не так много, как в былые времена. Первые в рейтинге Вы, возможно, удивитесь, но по итогам 1-го квартала 2016 года муниципальные образования Астраханской области вышли на самое первое место в общероссийском рейтинге эффективности госзакупок. Во всяком случае, мы удивились, когда обнаружили рейтинг эффективности регионов по госзакупкам на сайте , курируемом Аналитическим центром при правительстве РФ. Рейтинг отражает результаты многофакторного анализа открытых данных, опубликованных заказчиками уровня субъектов и муниципалитетов в рамках 44-ФЗ. Интересно отметить, что система мониторинга и анализа государственных и коммерческих закупок позволяет отслеживать закупки муниципальных и региональных госзаказчиков по отдельности. Очень полезный рейтинг. Ведь он показывает, что местное самоуправление нашего региона в условиях, когда “денег нет, но вы держитесь”, может демонстрировать настоящие чудеса экономии. Достаточно эффективные... В целом Астраханская область в 1 квартале 2016 года продемонстрировала хорошие результаты по эффективности госзакупок, переместившись в общем рейтинге субъектов РФ на 26-е место с 29-го, присвоенного ей по итогам 2015 года. Абсолютным лидером рейтинга стала Липецкая область, занявшая первое место по совокупности показателей, а абсолютным аутсайдером – Северная Осетия – Алания, занявшая 85-е место. В то время когда муниципальные власти в результате героической экономии на госзакупках завоевали первое место в общероссийском рейтинге, эффективность госзакупок, совершаемых региональными властями, была удостоена лишь 61-го места среди субъектов РФ, что дало в совокупности Астраханской области общее 26-е место в рейтинге. ...очень экономные... Как показал анализ, сила астраханских муниципалов заключается в их феноменальной экономности. В 1 квартале 2016 года они сумели сэкономить в среднем до 20,18% средств, предусмотренных на каждую конкурентную закупку, тогда как региональные власти сэкономили только 17,37% бюджетных средств. По совокупности Астраханской области было присвоено общее 20-е место в рейтинге экономности. Не подвела астраханцев генетика, хранимая в глубинке! Все-таки умеют астраханцы торговаться, когда жизнь прижмет. Впрочем, разве могло быть иначе в крае, лежащем на границе цивилизаций, по которому когда-то проходил древний Шелковый путь и шли бесконечные купеческие караваны? Правда, лучший показатель в стране по экономии бюджета при госзакупках все же продемонстрировала Республика Крым, тогда еще не являвшаяся нашим соседом по ЮФО. Они сэкономили до 24,89% средств на одну конкурентную закупку. Самый худший результат показала Чеченская республика (2,64% экономии средств на 1 конкурентную закупку). ...высококонкурентные... Закупки органов местного самоуправления Астраханской области отличаются высоким уровнем конкуренции. Среднее количество допущенных к торгам участников при конкурентной закупке для муниципальных заказчиков составляло 3,15 на 1 лот, тогда как в торгах за региональный заказ в среднем участвовало 2,27 участника на 1 лот. В рейтинге конкурентности муниципальных заказчиков астраханцы добились 15-го места в России, а в рейтинге региональных заказчиков сумели занять только 68-е место по этому показателю. По совокупности Астраханской области было присвоено общее 38-е место в рейтинге конкурентности. …и малоконфликтные Астраханская область в 1 квартале 2016 года вышла из десятки регионов с максимальным количеством нарушений или существенных отклонений при размещении госзаказа, где она оказалась по итогам 2015 года, и заняла 32-е место. Это уже хорошо. Статистика обоснованных жалоб в ФАС по закупкам региональных и муниципальных заказчиков в Астраханской области свидетельствует, что доля закупок, по которым жалобы были признаны обоснованными для муниципалов, составляет 0,06% (6-е место в рейтинге), а для регионалов – 0,22% (34-е место в рейтинге), поэтому интегральная оценка по этому показателю позволила нашему региону занять общее высокое 14-е место среди субъектов РФ. И здесь муниципалы оказались на высоте, вытянули ситуацию! Вместо эпилога На оценке эффективности и механизмах антикоррупционного контроля госзакупок защищено немало диссертаций, сломано множество аналитических “копий”, а воз и ныне там. Эксперты постоянно твердят, что значительная часть госзакупок – пустая трата денег. 44-ФЗ суров, но он – закон.