Чем грозит апрельское повышение цен на бензин. Инфографика

04.03.2016 10:36 Экономика

И дизельное топливо Владимир Путин подписал закон о резком увеличении с 1 апреля ставок акцизов на автомобильное топливо. В министерстве финансов РФ ожидают, что в результате бензин в стране подорожает не более чем на 6,5-7%. Однако при определенных условиях повышение акцизов может спровоцировать дополнительный виток инфляции.

Внеплановая разморозка С 1 апреля акциз на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, повысится с 10500 до 13100 рублей за тонну (+25%), на бензин 5 класса – с 7530 до 10130 руб./т (+34,5%), на дизельное топливо – с 4150 до 5293 руб./т (+27,5%). В итоге только за счет повышения акциза стоимость литра бензина поднимется примерно на 2 рубля, солярки – около 90 коп. В Минфине РФ прогнозируют, что за счет повышения ставок розничные цены на бензин поднимутся на 6,5-7%. Выглядит довольно оптимистично. Внеплановый рост топливных акцизов свалился как гром с ясного неба, ведь с 1 января 2016 года был повышен акциз только на низкокачественный бензин, не соответствующий классу 5, а ставки на бензин 5 класса (Аи-95) и дизтопливо остались на уровне 2015 года. Замораживание акцизов в условиях низких цен на нефть должно было послужить сдерживающим фактором, препятствующим серьезному росту цен на топливо. Но не послужило. Внеплановый рост акцизов в Минфине обосновывают необходимостью пополнения бюджета и региональных дорожных фондов, которые формируются за счет акцизов на топливо и транспортного налога. Дополнительные доходы от повышения топливных акцизов, как следует из финансово-экономического обоснования законопроекта, оцениваются в 2016 году в 89,3 млрд руб. При этом в Минфине обещают вернуться к вопросу о снижении акцизов, если вдруг цены на нефть пойдут вверх. Но это уже похоже на фантастику. Цены могут рвануть Конечная цена бензина на автозаправочной станции складывается из нескольких составляющих (см. инфографику). Сейчас доля собственно акциза в ней – примерно 15-20%. Поэтому предсказать, насколько подорожает топливо в конечном итоге, довольно сложно. Но главное в том, что стоимость ГСМ входит в расходы на транспортировку товаров и продуктов, в связи с чем они могут вырасти в цене, если крупные производители не найдут способа сократить другие издержки, влияющие на цены. А для аграриев самое неприятное то, что топливные акцизы повышаются аккурат в начале посевной. А ведь закупочные цены на сельхозпродукцию за здорово живешь не поднимешь, это не бензин, поэтому по окончании сезона фермеры могут оказаться в убытке. В правительстве, правда, обещают субсидировать селянам часть затрат на ГСМ, но в каком размере будут эти субсидии и кто их добьется, еще надо посмотреть. Поэтому рост топливных акцизов в принципе может послужить дополнительным катализатором инфляции, которую чиновники на конец 2016 года оптимистично оценивают в 7-7,5% против 12,9% в 2015 году. Про “радость” обычных владельцев личных автомобилей, каждый день с тревогой разглядывающих ценники на заправках, мы уж не говорим. По данным Астраханьстата, стоимость автомобильного бензина в регионе за 2015 год увеличилась на 6,7%, за январь 2016 года – еще на 0,2%. Акциз + налог + “Платон = ? В связи с апрельским повышением интересно вспомнить, что еще в 2010 году возникла идея отменить в России транспортный налог, который взимается с каждой лошадиной силы двигателя, и, соответственно, повысить акцизы на бензин. Ее выдвинул бывший тогда вице-премьером, ныне – глава администрации президента России Сергей Иванов. Логика предложения такова: транспортный налог платится в зависимости от мощности двигателя безотносительно к реальному пробегу и количеству потребляемого топлива. Поэтому те, кто меньше ездит, будут и меньше платить. А дополнительные доходы, полученные от повышения акцизов, направят на строительство российских дорог. Идею бурно обсуждали на всех уровнях, но в жизнь она так и не была реализована. Точнее, ее первая часть, насчет отмены транспортного налога. Что касается акцизов, то их исправно повышали каждый год. Сравните: в 2010 году акциз на бензин был около 4 тысяч рублей за тонну против нынешних 10 тысяч. Значит, темп повышения акцизов составлял примерно 1 рубль за килограмм бензина в год. В конце прошлого и начале этого года проблема транспортного налога и акцизов вновь поднималась в связи с протестами дальнобойщиков против введения платы за проезд большегрузов. Но дело опять ничем не кончилось. Правда, действие льготной ставки в 1,53 руб. за километр, которое заканчивалось 1 марта, премьер-министр Медведев продлил пока на неопределенное время (постановление правительства РФ № 139 от 27.02.2016), но в деле повышения акцизов роли это не меняет.