Астраханские отели "звезд" не нахватали
В регионе пока никто не аттестован
Минкульт РФ подготовил новую классификацию гостиниц, пляжей и горнолыжных трасс. Поскольку в Астраханской области с лыжами географически и климатически не сложилось, а с наличием пляжей в регионе возникает все больше вопросов, так что говорить об их "звездности" практически не приходится, - остановимся на гостиничном бизнесе. Тем более что в регионе в последние годы он начал развиваться. Во всяком случае, количественно.
От 0 до 6
Суть классификационных изменений проста: ведомство откорректировало требования к "звездности" гостиниц и отелей, которые действуют в России с 2003 года. Дело это для отельеров сугубо добровольное: захотел получить "звезду" - просто подтверди классификацию.
Принципиальное новшество — оговорены специальные требования для апарт-отелей, гостиниц, расположенных в исторических поселениях и объектах культурного наследия, и мини-отелей. Помимо действовавших категорий - трех, четырех и пяти звезд, введена новая - "без звезд" (она позволит пройти классификацию хостелам) и две "промежуточные" с приставкой Superior, что означает "лучший в своей квалификационной группе".
По данным регионального министерства культуры и туризма, в области расположены более ста гостиниц, мини-отелей и хостелов. Из них семь крупных, работающих в Астрахани. Это Гранд отель, Виктория Палас, Park Inn, Золотой Затон, Новомосковская, Седьмое небо и Азимут отель.
Точную общую цифру назвать трудно, поскольку владелец, открывающий гостиничный бизнес, не обязан уведомлять об этом министерство. Поэтому понять, что находится под вывеской того или иного ИП и какого типа его "объект", бывает сложно. На контакт с ведомством идут лишь крупные отели.
"Звездность" - дело добровольное
Что касается "звездности" отелей, то тут порадовать нечем. В давнопрошедшем времени процедуру классификации проходили Гранд отель с пятью звездами, Виктория Палас - с четырьмя и Азимут отель - с тремя.
"Присваивать" звезды астраханским гостиничным комплексам могут только две организации, которые получили аккредитацию в областном министерстве культуры и туризма. Это краснодарские фирмы "Курорт и экспертиза" и Учебно-консультационный центр "Стандарты и метрология". Подала документы на аккредитацию и Российская гостиничная ассоциация.
Но на сегодняшний день в Астраханской области нет ни одного классифицированного отеля. Это произошло потому, что срок прежней аттестации, у кого она была, истек, а на новую никто не заявился. Свои намерения пройти классификацию, правда, выказали два отеля. Но по закону никого обязать это сделать нельзя. Другое дело, что гостиницы и отели так или иначе позиционируют себя для клиентов с точки зрения "звездности" и в рекламных проспектах отмечают свою "классность".
Классификация станет обязательной
Трудно сказать, что мешает гостиничным комплексам подтверждать свои "звездные" статусы. Однако есть две "версии" такого игнорирования важной в мировом гостиничном бизнесе процедуры. Это траты на прохождение аттестации и довольно завышенная самооценка отельеров.
Обязательное прохождение процедуры классификации активно поддерживают региональные министерства культуры и туризма. Резоны: порядка будет больше во всех отношениях, улучшится качество обслуживания, цена станет соответствовать уровню гостиниц, клиенты не будут заблуждаться в правдивости предоставленной отелями информации. К примеру, это позволит иностранным туристам иметь полные сведения о статусе гостиницы и комплексе услуг, на которые они могут рассчитывать, исходя "звездности" отеля.
Предполагается, что с 2018 года, если будет принят соответствующий закон, прохождение классификации станет обязательным.
"Тройка" за "пятерку"
Оказывается, астраханские отельеры внимательно следят за визитами известной ведущей телепрограммы "Ревизорро", которая инспектирует российские гостиницы и ресторанные заведения, проверяя их на соответствие заявленной или позиционируемой категории "звездности". Прошлой осенью они весьма переживали, когда узнали, что Лена Летучая нагрянула с проверкой в Астрахань. При этом никто не знал, в какие заведения она направится. Эксперты отмечают, что оценки ревизорши были абсолютно справедливы, хотя и нелестны для иных управляющих гостиницами. Так, "пятизвездочному" отелю она поставила слабую "тройку". Кстати, у Гранд отеля теперь новая управляющая компания - "CRONWELL", с приходом которой, как отмечают эксперты, уже есть положительные изменения.
К слову, к международному саммиту прикаспийских государств, который прошел в Астрахани в сентябре 2014 года, астраханские сетевые отели были готовы прочесть своим местным коллегам бесплатные курсы по "гостиничной науке". Говорят, слушателей набрали с трудом – те отказывались. Мол, мы сами с усами. В результате, случалось, что во время саммита иные отельеры, задействованные в приеме гостей, имели бледный вид, и за них приходилось краснеть перед гостями за некачественное обслуживание. Поэтому система классификации должна соблюсти интересы потребителя, который имеет полное право знать, какой сервис он получит: на "тройку", "четверку" или "пятерку" и за что он платит.
В Астраханской области свыше ста гостиниц, мини-отелей и хостелов.
Требования к "звездам"
Категория "3 звезды": обязательно должны присутствовать туалет и ванная комната, туалетный столик, подставка для багажа, радио и т. д. Номера большей части трехзвездочных отелей, за исключением самых дешевых, имеют телевизор, кондиционер.
На 640 млн рублей оказал услуг астраханский гостиничный бизнес в 2014 году.
Смена постельного белья - 2 раза в неделю. Полотенца меняют ежедневно. Из парфюмерных принадлежностей - только мыло. На территории гостиницы могут располагаться: охраняемая автостоянка, бассейн (в курортных отелях), ресторан, парикмахерская, бизнес-центр, обмен валют. Комнаты от 10-12 кв. м.
Категория "4 звезды" включает то, что есть в трехзвездочных гостиницах, плюс мини-бар, кондиционер, телефон, сейф, фен, туалетные принадлежности. Смена постельного белья и полотенец – ежедневно. В номер подается меню завтрака. На территории гостиницы: салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда автомобилей, ТВ-салон, музыкальный салон, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, бассейн и т. д. Площадь комнат - не менее 13 кв. метров. Категория "5 звезд" - есть все, что предлагается в четырехзвездочных, но на более качественном уровне. В некоторых случаях имеются второй санузел в номере и телефонный аппарат в ванной комнате. Номера не менее 16 квадратных метров.
В четырех- и пятизвездочных отелях также предполагается наличие сьютов (апартаментов), нескольких лифтов, дополнительные услуги в виде прачечной, химчистки, подачи завтрака и позднего ужина в номер, обмена валюты, вызова такси, продажи газет, сувениров и так далее.