ОТДЫХ НЕ ПО СИЛАМ. Астраханские турбазы массово выставляются на продажу

05.09.2014 13:39 Экономика

Туристов меньше, конкуренция выше

Этим летом владельцы астраханских турбаз начали стремительно распродавать готовый бизнес. Риелторы говорят, что предложений уже около сотни. Владельцы сетуют на то, что туристов стало меньше. Эксперты уверены: найти покупателя малонереально.

До 30 млн за штуку

По данным консалтинговых агентств, на сегодняшний день на продажу выставлены около сотни туристических баз. В основном мелкие и средние, судя по размерам земельных участков и цене – от 1 млн до 30 млн рублей.

– Я строил жилой комплекс с сауной и речным пирсом изначально для себя. Приезжали сюда отдыхать узким кругом друзей, – рассказывает владелец мини-гостиницы в поселке Мумра Валерий. – Отдельного персонала для содержания всех зданий просто не было. Примерно год назад попробовал раскрутить турбизнес, не получилось: по соседству база отдыха, буквально битком набитая, вся клиентура обычно у нее. В итоге, говорит Валерий, он решил бросить бизнес. “Я его не понимаю, поэтому занимаюсь другими проектами”. Турбаза в Мумре выставлена на продажу за 10 млн рублей.

Кто-то из продавцов хочет вложиться в турбазу подороже.

– Строился на загородном острове, рассчитывая привлечь небольшие компании отдыхающих, – признается продавец базы отдыха в селе Травино Сергей. – Но на деле маленький домик на шесть человек и участок в 15 соток не подходят даже для отдыха с друзьями, что и говорить о клиентской базе.

По словам Сергея, он “нашел участок поперспективнее” и теперь хочет избавиться от лишнего груза. “Маленькие турбазы просто нерентабельны”, – уверен бизнесмен.

Свою базу в Травино он оценивает в 1,35 млн рублей.

И так достаточно

Количество функционирующих в настоящее время туристических баз более чем в полном объеме обеспечивает досуг как местных, так и иногородних отдыхающих, полагают те, кто занимается продажами. Некоторые владельцы баз обращаются с просьбой помочь продать готовый бизнес к риелторам или консалтинговым компаниям.

Если предложение растет, то спрос на туристические базы крайне низок, уверяет председатель совета директоров ООО “Консалтинг АБВ” Артем Бажан.

“Общее число турбаз в экспозиции по сравнению с прошлым годом остается неизменным. Мы получаем всего несколько заявок в год на приобретение объектов турбизнеса”, – рассказывает Артем Бажан.

“Консалтинг АБВ” уже больше трех лет не берет в управление подобные объекты, говорит председатель совета директоров.

Перспективы продажи сотни турбаз в ближайшее время эксперт расценивает как вполне туманные.

Под посевы Кроме того, отмечается рост количества предложений недорогих земельных участков аграрного и фермерского назначения на первой береговой линии. Это означает, полагают риелторы, что продать дорогую турбазу просто как участок у воды под посевы сельскохозяйственных культур не получится – нет смысла покупать благоустроенный туристический объект, если есть готовые участки.

Создание нового турбизнеса тоже зачастую является нецелесообразным. Спросом пользуются небольшая удаленность (20-30 км) от города, максимально комфортные условия проживания гостей, развитая инфраструктура и наличие комплекса дополнительных услуг на территории базы.

Отвечающие всем этим требованиям объекты чаще всего держат не местные, а в основном московские бизнесмены, рассказывают владельцы турбаз.

В “Астраханской туристической лиге” комментарий на эту тему нам дать не смогли.

В “Консалтинге АБВ” говорят, что дешевые готовые базы теоретически тоже могут заинтересовать москвичей, но для других целей: “Они, как правило, покупают базы стоимостью до 15 миллионов рублей не для ведения бизнеса, а для личного пользования в отпускной период”. Что же касается готовых объектов стоимостью выше этой суммы, то спрос на них крайне невелик, несмотря на возможность единовременного размещения большого количества отдыхающих.

Спустили крючок

Попытку массово выставить на продажу ставший нерентабельным бизнес эксперты-москвичи связывают с “общим сложным макроэкономическим фоном”.

“Спад в экономике негативно влияет на уровень жизни, снижение доходов при достаточно высокой инфляции мотивирует потребителей сокращать расходы на второстепенные потребности, – уверяет аналитик УК “Финам Менеджмент” Максим Клягин. – Туристическая индустрия и непосредственно внутренний туризм в этом случае, безусловно, попадают под давление”.

По мнению аналитика, издержки могли копиться в течение нескольких последних сезонов, а проблемы на туристическом рынке, геополитический кризис, отток капитала, ослабление руб­ля, рост ставок и инфляции “спустили крючок” – и владельцы бросились выставлять турбазы в дельте на продажу, пытаясь спасти доходы.

Большинство занимается теневым бизнесом

Инна Лошкарева , начальник отдела туризма регионального министерства спорта и туризма:

– Да, действительно, если говорить о продажах туристических баз и гостевых домов, то тенденция существует. По моему мнению, это связано прежде всего с конкуренцией в направлении рыболовно-охотничьего туризма. По предварительным оценкам, на территории области находится достаточно большое количество объектов теневой рекреационной деятельности. В последнее время появилась новая категория владельцев турбаз – иногородние граждане, которые скупают старые дома в селах, сносят их и строят дорогие коттеджи, называют их частной собственностью, а на деле используют как минибазы, принимая туристов. При этом они не платят налоги, не производят отчисления в Пенсионный фонд и так далее.

Все зависит от самих хозяев туристических баз

Олег Сарана, ведущий телепередачи “Хвост, чешуя” :

– Все дело в высокой конкуренции. За последние 15 лет количество баз увеличилось в десятки раз, соответственно, усилилась конкуренция. Кроме того, появилось огромное количество нелегальных туристических баз и гостевых домов, не платящих налоги и демпингующих на этом рынке. Многие турбазы построили в свое время состоятельные иногородние туристы “для себя”, нанимали управляющих, а любой управляющий занимается базой хуже, чем сам хозяин, потому что не свое. Ну а потом, когда появились убытки, столичные владельцы стали распродавать базы. Но даже сейчас есть базы, у которых нет отбоя от клиентов. Я такие знаю. Просто эти хозяева пашут, мало спят и контролируют весь процесс от кухни до рыбалки.