Санкционный марафон: насколько мы к нему готовы? 

От верхов до низов

07.03.2022 10:00 Экономика

Новые санкции по отношению к российской экономике последние 10 дней вводятся едва ли не по часовому графику. У граждан возникает законный вопрос: и сколько это может продолжаться? Ответ, увы, прост – еще очень долго, сколько бы ни было введено санкций, всегда можно придумать что-то еще.

На российской экономической поляне разворачивается эпическая битва рестрикций извне, вывода зарубежного бизнеса с изоляцией российской экономики, экспортных ограничений «оттуда» и «отсюда», конфискаций, ответных рестрикций – они же контрсанкции, и т.д. и т.п. – такие «шахматы», но фигуры в них не только черные и белые, но и множество разноцветных и каждая со своими правилами. Разобраться в этой круговерти и прийти к некому единому пониманию последствий и выработке возможных способов демпфирования сложно даже специалистам. Санкции извне имеют понятную цель – выдавить российскую экономику из мировой. Российские ответные меры направлены на смягчение воздействия внешних рестрикций на предприятия и граждан, ну и на нанесение возможного ущерба противной стороне. Сразу надо отметить, что и санкции, и контрсанкции – инструмент обоюдоострый, любая из них наносит ущерб и тому, против кого направлена, и тому, кто ее вводит.

Российские ответные меры можно разделить на две группы: меры по поддержке юридических и физических лиц и «контрсанкции» против государств, фирм и персон, которые участвуют в санкциях.

Набор мер по поддержке российского бизнеса и «физиков» в основном отработан еще с 2014 г., но сейчас масштаб несопоставим с первым раундом, поэтому правительству и ЦБ приходится импровизировать на ходу. Для разного размера «юриков» - это: сокращение или отсрочка плановых проверок, нормативное регулирование налоговых и таможенных режимов, амнистия капиталов, отсрочки платежей по кредитам и т.д. Для особо крупных «юриков», которые слишком велики, чтобы пострадать, программы будут индивидуальные. Например, обсуждаются даже варианты отказа вернуть самолеты, находящиеся в лизинге, таким образом, принудительно оставить зарубежную собственность в руках российских авиакомпаний, наложены ограничения по выходу нерезидентов из российских активов. Аналогичная мера, фактически зарубежной чужой собственности – законопроект о неприменении патентной защиты к определённым товарным группам - то есть, чужие патенты могут использоваться без платы за лицензию и без разрешения владельца патента.

Надо сказать, что все конфискационные меры в краткосрочной перспективе дают определённый экономический эффект – вы получаете нужный вам товар (физический или интеллектуальный) бесплатно, но в долгосрочной это полностью подрывает доверие на многие годы вперед, и вряд ли найдется желающий рискнуть и еще раз вложиться в активы в российской юрисдикции. То есть, конфискация – это путь к длительной стагнации и постепенной деградации производств. Но в горизонте 1-2 лет выгода от конфискаций очевидна. Возможно, расчет именно на это – рано или поздно «за бугром» надоест и потянет обратно на весьма обширный российский рынок. Оправдаются ли такие расчеты, увидим года через 3-4. Кстати, массовый исход зарубежных компаний с российского рынка тоже не следует толковать однозначно: друзья из торговли говорят, что некоторые зарубежные поставщики уже обсуждают с маркетологами возможности разных схем взаимодействия в обход санкций – деньги все хотят.

Если говорить об «импортозамещении», то на продуктовом рынке остаются Бразилия, Мексика, Индия, Китай и страны «третьего мира», на рынке медикаментов и медоборудования – Китай, Индия, на рынках гаджетов и автомобилей – Китай. Но возможны и варианты. В сфере медицины наибольшее беспокойство вызывает лабораторная диагностика, так как вся она завязана на западное оборудование и реактивы, но вероятны поставки через третьих лиц – цена вырастет, но реактивы, вероятно, будут. Запчасти к сложному медоборудованию тоже могут быть закуплены через третьи страны. Сложнее история с авиацией – Китай ту не поможет, но остается Бразилия, и то с лицензионными оговорками, причем большие лайнеры она не строит, только региональные.

В финансовой сфере опыт правительства и Центробанка последних 8 лет рождает и вполне адекватные, и спорные защитные меры. Повышение ключевой ставки до 20% сразу с перспективой дальнейшего роста – с одной стороны, совершенно необходимая мера, чтобы сдержать инфляцию. Но с другой: а) повышает закредитованность предприятий и «физиков», увеличивает и без того высокую долговую нагрузку; б) стимулирует ту самую инфляцию, для борьбы с которой ставка и повышена. Не случайно президент Турции Эрдоган, вопреки всем канонам и требованиям своего правительства, при галопирующей инфляции ставку снижает.

Меры по мобилизации Фонда национального благосостояния (ФНБ) на текущие расходы – шаг вполне адекватный, направление нефтегазовых сверхдоходов не на пополнение ФНБ, а на текущие цели – тоже, тем более, конъюнктура исключительно благоприятна – цены на нефть рвутся к 150 долл. за бочку, а на газ – к 2,5. тыс. долл. за тыс. кубов. Ограничения вывоза валюты нерезидентами, обязательная продажа на внутреннем рынке 80% валютной выручки экспортерами, ввод комиссии за покупку валюты на бирже – тоже вполне логичные меры, хотя их результативность пока неясна – колебания курса рубля в день все еще достигают 20% и более. Сбить ажиотаж на фондовом рынке ЦБ пытается отменой биржевых торгов – они отложены минимум до 9 марта. Но по мелким держателям акций удар нанесен сильнейший. 

Как в целом санкции могут отразиться на российском социуме и различных его слоях? На это вопрос ответил директор ВЦИОМ В.Федоров. Верхушка (0,5% населения), хотя и рискует лишиться яхт, особняков в Лондоне, пострадает мало – как выразился один бывший соотечественник: «У нас это не последние 5 млрд.». Сильнее всех санкции отразятся на верхней (4,5%) и средней (15%) прослойках среднего класса – им придется снизить стандарты потребления. Меньше пострадает «нижний» слой среднего класса (30%), у них уровень потребления невысок. А вот наименее обеспеченные слои (в сумме 50%) санкции почувствуют сравнительно мало, тем более, эти группы могут рассчитывать на разные формы господдержки. Например, правительству уже разрешена более частая индексация пенсий и пособий – несколько раз в год, чтобы компенсировать хоть частично инфляционные потери.

То есть, в ближайшие годы экономическая обстановка (а с ней и личные финансы) может быть весьма подвижной. Учитывая очень высокий в обществе уровень поддержки правительственных решений (по данным ВЦИОМ – до 70% и выше с тенденцией роста), российское население отмобилизовано и к этой волатильности готово. 

Автор:

Александр Васильев