Премьера скандальной «Матильды» довела астраханцев до слёз 

26.10.2017 16:07 Общество

Что говорить - нездоровый ажиотаж, допремьерные осуждения на грани истерии и кликушества нового фильма режиссера Алексей Учителя «Матильда» о большой любви молодого наследника российского престола цесаревича Николая и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской сделали свое дело. Всероссийский показ, который стартовал в стране 26 октября, во многих регионах начался со скандалов. Астрахань стала «здоровым» исключением.

В защиту государя

Напомним, против съемок и показа «Матильды» выступали православные активисты, представители РПЦ. Более всего на запрете фильма настаивала депутат Госдумы Наталья Поклонская. Противники настаивали, что картина и тема, поднимаемая в ней, порочит честь и достоинство царской семьи и последнего российского императора. 

Во всяком случае на первом сеансе одного из больших киноцентров никаких эксцессов не было - в отличие от столицы, где перед премьерой было зафиксировано семь ложных заминирований кинотеатров. Не замечено и укоризненных толп с портретами последнего российского царя, требующих отменить демонстрацию фильма. 

Проверяли сумки и пакеты

Необычными были два момента. Во-первых, это тщательный досмотр личных вещей охранниками киноцентра, что свидетельствовало о том, что администрация все-таки усилила меры предосторожности. Было много охраны и в самом ТЦ, иных мужчин чоповцы даже просили пройти через металлические рамки. Но, возможно, это просто совпадение. И, во-вторых, для раннего сеанса в зале оказалось довольно много зрителей — была заполнена добрая его половина.

Многие плакали

Публика, пришедшая на первый всероссийский показ «Матильды», была разновозрастная, преимущественно состоящая из зрительниц. Никто во время показа не ушел и излишне не эмоционировал. Однако зрители в зале заметно сопереживали героям, а начиная с середины фильма многие женщины плакали. Мои, к примеру, соседки проревели до конца картины и не могли успокоиться даже когда пошли титры.

Драма крупным планом

Это объяснимо: темы, поднятые режиссером, вечны и понятны каждому, какого бы цвета ни текла у них кровь в жилах: голубая царская или обычная.

Тема мучительного выбора между страстно любимой женщиной, престолом и долгом перед империей — центральная в картине, сюжетные линии завязаны исключительно на этой драме.

Насколько она эмоционально дожата и выстрадана режиссером, судить, наверное, кинокритикам и зрителям. Но игра актерского ансамбля хороша и безукоризненна, крупные планы, передающие весь спектр драматических переживаний героев, — убедительны. Но это на мой, непрофессиональный взгляд.

В жанре мелодрамы

На протяжении сюжета герои влюбляются, переживают, мучаются и страдают, как и полагается в драме. История подогрета лишь тем, что заглавные персонажи этого художественного кинополотна личности исторические — еще не вступивший на престол Николай II и одна из ведущих прим балета Матильда Кшесинская. Интрига фильма держится на препонах, которые ставят влюбленным их окружение, на метаниях цесаревича, не нашедшего в себе сил отказаться от престола и остаться с любимой женщиной. Ее усиливает наличие безумного поклонника балерины, из-за сжигающей его страсти готового покуситься на жизнь цесаревича и не пожалеть своей. В общем, жанры выдержаны.

Дорого, красиво

Ослепительно хороши декорации, костюмы героев. Наверное, безукоризненна операторская работа. Но во всем этом нет какой-то целостности: не ощущается дух времени, эпохи. Нет особой глубины в этой чудовищной личной драме Николая и Матильды. И более или менее понятно прописана немецкая принцесса, невеста Николая Аликс.

Стоит ли стулья ломать?

Есть ощущение поверхностности, неровности, обрывочности, незаконченности. Некоторые линии вообще кажутся притянутыми ради понятных только режиссеру сверхзадач, а поэтому смотрятся нелогичными и пустоватыми. Возможно, свою роль здесь сыграло то, что автору картины пришлось снимать фильм в условиях, не способствующим творческому процессу. Но посмотреть его стоит, хотя бы из-за того, чтобы не осуждать не глядя. У него, безусловно, найдется свой зритель. Но главным кинопотрясением года «Матильду» вряд ли можно назвать. А сколько копий сломали, да и поломают еще…