Любовь во дворцах и на кораблях. «Корсар» на астраханской сцене

вчера, 16:00 Общество
Евгений Полонский

В майской премьере театра оперы и балета балете «Корсар» сочетаются дух европейского романтизма и атмосфера восточных дворцов, балетные традиции 19 века и сценические приемы века 21. В общем, всё для зрителя.

Шёл к нам 170 лет 
Байрон написал свою самую знаменитую поэму «Корсар» в 1814 году. В первый же день было продано свыше десяти тысяч экземпляров книги. Разумеется, создатели тогдашних опер и балетов никак не смогли пройти мимо столь привлекательного для публики сюжета. Джузеппе Верди написал оперу, а Адольф Адан – балет (утверждают, что далеко не первый). Его впервые поставили в 1856 году в Париже. Через два года он появился и в афише театров Москвы и Петербурга. Так что в течение почти 170 лет «Корсар» уверенно шествует по сценам. Дошел черед и до Астрахани.

По мотивам
Хореограф-постановщик, главный балетмейстер театра Юрий Клевцов (когда-то сам танцевавший в «Корсаре») уверен, что произведение, прежде всего, о любви, «которая сокрушает все преграды». В сюжет он ввел новый персонаж – предводительницу пиратов Викторию, которая может как возглавить мужчин-пиратов, так и очаровать мужчин на невольничьем рынке. Изменения затронули и основную сюжетную линию: пират Конрад и ставшая его возлюбленной наложница Сеид-паши Медора в конце не погибают, а отправляются на корабле навстречу светлому будущему. Байрон вполне мог и не узнать своего произведения. Хотя это, наверное, судьба любого классика – чтобы произведение оставалось в веках, его зачастую адаптируют к этим векам. Музыку публика предыдущих лет, скорее всего, узнала бы. Хотя в балете использованы и произведения других композиторов, но такая практика была обычной и полтора столетия назад. Авторы не столь ревностно оберегали свои права.

Декорации и проекции
Еще одна новация – оформление балета на астраханской сцене. Приглашенный художник-постановщик Дмитрий Чербаджи (это не первая его совместная работа с Клевцовым, в том числе и в Астрахани) считает, что главное – в умении сочетать традиции с современностью, декорации – с проекциями. Сейчас все театральные оформители  пользуются технологиями 21 века, каждый в силу своего таланта. Если компонуют талантливо, то будет и современно, таково его мнение.    «Корсар» – некое сочинение на тему Востока (и с постоянным движением морских волн на заднем плане, не забываем о названии).

Брутальный кордебалет
В спектакле участвуют артисты балета (два состава, на этот раз без приглашенных), хор. Еще одна особенность – мужской кордебалет. Причем самый что ни на есть мужской, с саблями. Создатели утверждают, что раньше в этом спектакле боев в таком количестве не было, и даже называют это опасным. Весьма, кстати, оживляет представление и, оправдывая название, придает брутальность.

Корсары или пираты?
Кстати, по большому счету герои всё же больше пираты, нежели корсары. То есть те, кто вел морские бои на свой страх и риск и в свою пользу. Отличие же корсаров в том, что они действовали в соответствии с выданным определенной страной документом, представляя опасность для врагов этой страны. Некоторые пираты потом становились корсарами. 
Пиратом, по мнению краеведов, был и известный астраханский предприниматель и меценат Варваций, чей корабль бороздил некогда Эгейское море. Да и на Каспийском море активно промышляли пираты в течение нескольких веков, буквально до начала Первой мировой. Так что пра-пра иных астраханцев вполне еще могли сталкиваться в реальной жизни с такими людьми, не погружаясь в произведения Байрона и Адана.
Балет получился яркий, динамичный, зрелищный. Кто не успел на премьеру 17-18 мая, может посмотреть спектакль 20-21 июня.

Автор:

Ольга КАЛИНИНА.