Яйца дешевеют, но несушки идут под нож. Ждать ли нового кризиса?
С начала года яйца стали заметно доступнее: по данным ассоциации ритейлеров, цены рухнули сразу на 38%, опустившись с 100 до 67 рублей за упаковку. Таких низких цен не было с лета 2023-го. Зимой прошлого года, картина была совершенно иной: цена взлетела до рекордных 140 рублей за десяток, но теперь ситуация изменилась кардинально.
В сетевых магазинах типа «Пятёрочки» первая категория яиц сегодня продаётся по 39,99 руб., в «Ленте» под собственным брендом яйца стоят около 48,5 руб., а в «Перекрёстке» — 60 рублей. Покупатели рады такому повороту событий, зато птицефермы терпят серьёзные убытки и вынуждены уменьшать количество кур-несушек. Более того, некоторые хозяйства оказались в столь тяжёлой ситуации, что начали массовое уничтожение своей птицы. О таких инцидентах активно рассказывали СМИ, приводя истории вроде случая в Краснодарском крае, где птиц якобы просто перестали кормить, а в Удмуртии, птицефабрика выбросила на произвол судьбы три тысячи живых особей.
Владелец компании по оптовой торговле яйцами Айк Балаян подтвердил BFM информацию о том, что некоторые производители массово режут несушек:
«Да, конечно. Это делается для того, чтобы снизить количество и как-то урегулировать спад цены. Это тоже очень затратно для птицефабрик, потому что потом надо восстановить количество кур».
В марте Российский птицеводческий союз сообщал Минсельхозу, Минпромторгу и ФАС о падении закупочных цен и об отрицательной рентабельности продаж. Союз утверждал, что такая тенденция возникла в конце февраля, когда яйца внесли в список товаров, за покупку которых производители не платят вознаграждение ретейлу. Эксперты же убеждены, что производителям жаловаться грех: они сделали хорошую кассу на пике подорожания. Главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев считает, что у птицеводов есть: «Неплохой маржинальный запас, потому что все очень хорошо заработали по итогам прошлого года, они могут себе позволить продавать яйцо по той социальной цене, на которую намекают торговые сети и государство».
Производители ударно потрудились. С января по май они выпустили в продажу 16,5 млрд куриных яиц. Отпускные цены пришлось снизить, поскольку увеличение предложения наложилось на падение спроса. В экспертном сообществе допускают, что ситуация для производителей может улучшиться уже осенью. Цены опять подрастут на 3-7% из-за сезонного спроса, но социальные программы помогут избежать значительного подорожания.