Россияне теряют интерес к личным автомобилям

Эксперты отмечают тенденцию к сокращению доли населения, у которого есть личный автомобиль

сегодня, 10:00 Общество
Фото © freepik.com

Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», по итогам октября нынешнего года в нашей стране было реализовано 165 702 новых легковых автомобиля, что на 3,2% меньше, чем в том же месяце 2024-го.

При этом, основываясь на опросах за 2025 год, ряд экспертов отмечают тенденцию к сокращению доли населения, у которого есть личный автомобиль. Специалисты связывают это с ростом популярности услуг такси и каршеринга. Больше половины опрошенных на вопрос, почему они пользуются такси и каршерингом, говорили о высокой стоимости личной машины, которая обходится сильно дороже.

Молодые люди меняют потребительскую модель, считают социологи: для них личный автомобиль все больше походит на предмет роскоши, а не на средство передвижения.

Однако эксперты считают, что «дьявол прячется» в интерпретации данных социологических опросов. Так, директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев полагает, что пользование каршерингом экономически оправдано и значительно снижает нагрузку на владельца транспорта, позволяя им избегать множества расходов и хлопот, связанных с владением личным автомобилем, особенно в крупных городах.

«Если считать всё досконально, проще пользоваться услугами каршеринга. Утилизационный сбор, который еще повысят, существующий транспортный налог, пошлины на покупку автомобиля. Если ко всему прибавить стоимость автомобиля, согласно нашим исследованиям, которые мы проводили в начале 2022 года, получалось, что человек может использовать каршеринг в течение 12 лет. Это средний срок службы автомобиля», – обосновывает свою позицию Сергей Канаев.

Другого мнения придерживается главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, который утверждает, что каршеринг удобен лишь временно, пока у человека нет возможности приобрести собственный автомобиль, поскольку владение автомобилем обеспечивает больше удобства и свободы передвижения, особенно при наличии семьи и социальных обязательств.

«Все разговоры о том, что [такси/каршеринг] выгодно, хороши ровно до тех пор, пока у человека нет возможности купить автомобиль. Как правило, человек еще не заработал, молод, не слишком обременен задачами, ему нужно возить только себя – наверное, можно пользоваться каршерингом. Как только у человека появляется возможность иметь автомобиль, он его покупает, потому что это удобно, даже в перегруженных городах», – сказал Максим Кадаков порталу BFM.