Крупные продавцы на маркетплейсах прекратят продажи искусственных ёлок с 16 декабря
За две недели до Нового года крупные продавцы хотят прекратить продажу искусственных елок из-за "недобросовестных возвратов". По словам участников рынка, в последние годы на маркетплейсах растет число возвратов новогодних товаров.
Дело в том, что ряд товаров, приобретенных в маркетплейсах, можно вернуть в течении 14 дней. И некоторые покупатели, по словам экспертов, берут продукцию не навсегда, а только чтобы попользоваться в праздники.
О том, что крупные продавцы искусственных елок собираются прекратить торговлю на маркетплейсах после 16 декабря, рассказал операционный директор фулфилмента Reful Тимур Уринбаев. За две недели до Нового года продажа будет либо в офлайне, либо в собственных интернет-магазинах. По словам Уринбаева, это не означает, что в продаже на маркетплейсах вообще не останется елок, но торговать продолжат в основном либо небольшие продавцы, либо новички.
Участники рынка подчеркивают, что проблема с новогодним возвратом усугубляется с каждым годом. Если несколько лет назад возвраты елок не превышали 5%, то в начале 2025 года, к примеру, работающими с Reful продавцам вернулось 15-20%, а у некоторых доля возвратов составила и 30%. Одному продавцу вернули 500 елок. "Хотя покупатели стараются придать елке первоначальный вид, ее невозможно переупаковать как новую. Продавцы платят за обратную логистику, за утилизацию товара. Неудивительно, что, посчитав убытки, они в этот раз они решили закончить продажу елок раньше обычного», говорят специалисты. И траты на обратную логистику полностью ложатся на продавца.
Один из владельцев сети пунктов выдачи рассказал, что у него доля возвратов на Wildberries составила 30%, на Ozon — 20-25%. Но на новогодние праздники может доходить и до 50%.
Люди возвращают не только елки, но и гирлянды, детские карнавальные костюмы, коктейльные платья после корпоративов, посуду с новогодней атрибутикой, сказала член президиума Ассоциации представителей электронной торговли (АПЭТ) Юлия Шевякова Shopper’s. А после праздников такие товары уже не продать другим покупателям.
По мнению Шевяковой, оптимальной мерой в борьбе с потребительским экстремизмом мог бы стать полный запрет на возврат новогодних товаров.
По данным Shopper’s, на прошлой неделе Ozon изменил сроки возврата для новогодних товаров. С 14 дней он сократился до разрешенных законом о защите прав потребителей семи дней для дистанционных покупок. К заявке на возврат клиент должен приложить фотографии товара, упаковки и бирок. Если возврат одобрен (решение принимает продавец или сам Ozon в зависимости от схемы продажи), сотрудники ПВЗ еще раз проверяют, сохранен ли первоначальный вид товара, заводская упаковка и пломбы, фабричные ярлыки и потребительские свойства. При возврате праздничного декора на товаре должны присутствовать все бирки и сохранена целостность упаковки, подчеркнул он. Однако в законе о защите прав потребителей говорится о необходимости сохранения товарного вида и потребительских свойств товара.