Спасти астраханский троллейбус просят Путина
Всю последнюю неделю астраханцы обсуждали судьбу троллейбуса. Самые креативные даже предлагали устроить трогательное прощание с рогатым: прокатиться на нем напоследок. А самые радикально настроенные защитники троллейбуса принялись писать обращения во все инстанции вплоть до президента с просьбой спасти и сохранить “самый экологический вид транспорта”. Убыточная дешевизна Горожане уже привыкли, что троллейбус исправно “хоронят” каждый год, но всякий раз ситуация складывалась в пользу последнего. Более того, по сей день он остается самым дешевым перевозчиком — уже несколько лет стоимость проезда на троллейбусе не превышает 10 рублей. В начале этого года горадминистрация выходила с предложением поднять тариф до 15 рублей, однако инициативу не поддержали депутаты гордумы. Они посчитали, что это окончательно погубит троллейбус, который не выдержит конкуренции с маршрутками и автобусами. И сегодня представители муниципалитета уверены, что это было серьезным просчетом со стороны депутатского корпуса и усугубило финансовое положение автобусно-троллейбусного предприятия. Всё против Как известно, троллейбусный парк всегда содержался за счет городской казны, и уже к лету этого года стало ясно, что с финансированием предприятия будут проблемы. На сегодняшний день оно убыточно, у предприятия есть долги. Его инфраструктура: цеха, оборудование, подвижной состав - находятся в совершенно убитом состоянии. В аварийном режиме находятся и подстанции, которые питают электротранспорт. Все это, включая и обновление парка, требует больших средств, не считая затрат на зарплаты сотрудникам АТП. Арифметика приводилась простая: в год предприятие еле-еле зарабатывало 8 млн рублей при потребности в 70 млн руб. Разницу компенсировал городской бюджет. Сегодня у города таких денег нет. Гоняем “пустопорожнее”? Напомним, на сегодня в Астрахани действуют только два троллейбусных маршрута - №№1, 2. На линии выходит порядка восьми машин. О планах развития (а некогда астраханцам обещали, что у этого вида транспорта — завидное будущее) вспоминать сегодня вообще не имеет смысла. Несмотря на то что троллейбус остается самым дешевым городским транспортом, его нельзя назвать самым востребованным. Надо признать, что пассажиротрафик даже в часы пик тоже оставляет желать лучшего. Троллейбус проигрывает другим в логистике маршрутов, а из-за своей ограниченной мобильности частенько ходит полупустым. По словам заместителя главы горадминистрации Сиражудина Агабекова, сегодня бюджет платит троллейбусникам не за реальную услугу — перевозку пассажиров в их количественном исчислении, а за так называемый километраж или пробег. Иначе предприятие не смогло бы заработать вообще. Написали Путину Между тем защитников у рогатого немало. При этом часть их настаивает на сохранении троллейбусов как культурного “слоя” Астрахани. Мол, уничтожать ни в коем случае нельзя (трамвай уже угробили), даже если от него сплошные убытки. В минувшую пятницу активисты даже организовали сбор подписей в поддержку троллейбуса среди пассажиров, выходили с обращениями к астраханцам через соцсети. А самые активные работники троллейбусного парка разместили там открытое письмо Владимиру Путину с просьбой сохранить троллейбус как вид транспорта и выделить деньги на его содержание из федерального бюджета. За сохранение троллейбусов выступают и представители городского депутатского корпуса. Один маршрут в час пик Халит Аитов, депутат гордумы: – Мы понимаем, что город не может остаться без общественного транспорта, тем более большой вместимости, и считаем, что предприятие, интересы его работников нужно защищать. Поэтому пути выхода из финансового кризиса АТП будем искать. В качестве антикризисных мер можно рассматривать и повышение тарифа, и временное сокращение маршрутов, например, до одного, оставив лишь направление от стадиона до аэропорта. Возможно и сокращение графика движения троллейбусов с выходом на линию только в часы пик. “Что с нами будет?” Но главные вопросы, которые волнуют работников предприятия, большинство из которых предпенсионного возраста, это что будет с ними и с предприятием. Они прозвучали на собрании коллектива, которое состоялось вчера, 25 июля, на территории АТП. Этот вопрос по большей части был адресован представителям муниципалитета. “Показательный” год Основные претензии коллектива состоят в том, что с 2009 года парк не обновлялся, предприятие не модернизировалось и в полном объеме из муниципального бюджета не финансировалось, а программа развития городского транспорта на 2007-2011 гг. осталась красивым бумажным прожектом. Собравшиеся с горечью отмечали, что “уничтожение” троллейбуса приходится на Год экологии и 50-летний юбилей самого троллейбусного управления, и за последние лет десять ни у все время менявшегося руководства предприятия, ни у его кураторов не было четкого видения развития предприятия в целом. Помогут с работой Присутствовавший на собрании заместитель главы горадминистрации Сиражудин Агабеков заявил, что конкретного решения касательно АТП и его коллектива еще не выработано. Однако сказал, что если движение троллейбусов приостановят, а финансирования прекратят, то горадминистрация поможет водителям троллейбусов в профессиональной переподготовке и трудоустройстве. Закрывать не будем Как объяснил чиновник, полумеры в виде повышения тарифа способны помочь лишь краткосрочно и позволят лишь на несколько месяцев продлить “жизнь” АТП. Но это “выживание, доживание, без всякого развития”. Какая-либо ясность может появиться после 1 августа – именно сколько времени дано руководству АТП для внесения предложений по оптимизации предприятия. После этого рабочая группа по “троллейбусному вопросу” будет вновь собираться и искать пути решения проблемы. На сегодня никакого решения касательно АПТ не принято. Как никто не говорит о закрытии АТП. Понятно лишь, что в том качестве, в каком находится предприятие сейчас, оно больше существовать не может, поэтому должно перепрофилироваться. “Чемодан без ручки” Что же касается самого коллектива в его нынешнем виде, то, по словам С. Агабекова, он сейчас “как чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко”. А если говорить о рогатом, то, скорее всего, в привычном виде его не будет. “Просто придет другой вид общественного транспорта, более современный, в том числе и автобусы средней вместимости”,- сказал Агабеков. В любом случае, даже если Астрахань попадет в будущем в федеральную программу развития транспорта (в том числе и электробусов) и облцентр получит транспорт на электрическом ходу, то к АПТ в его сегодняшнем виде это не будет иметь отношения.