Астраханцы увидели оперу «Иоланта»
В минувшие выходные на сцене Астраханского театра оперы и балета состоялась премьера последней оперы Петра Чайковского.
С тех пор как "Иоланту" впервые представили на суд зрителей в Мариинском театре Петербурга, минуло почти 125 лет. Но она по-прежнему актуальна. В её основе – драма в стихах датского писателя Хенрика Херца «Дочь короля Рене» о слепой от рождения принцессе Иоланте.
Особенность астраханского прочтения - в бережном отношении к изначальной идее, заложенной Чайковским. Одноактная опера удивительно полноценна и глубока. Рамки действия ограничиваются сутками. За это время героиня проходит путь к исцелению. Оно тесно связано с духовным прозрением.
События развиваются в средневековой Франции. Однако на сцене вместо привычной готической архитектуры – круг, ограждающий принцессу от внешнего мира. А вот во время кульминации с неба сыплются лепестки роз! Эти образы помогают зрителю глубже проникнуть в смысл.
Финал потрясает воображение. Постановщики и здесь уходят от шаблонов. Иоланта обретает зрение, когда кругом почти ночь, виднеются только отблески вечерней зари, а небосвод усыпан звёздами.
Музыка в «Иоланте» удивительно красива. Этот лучезарный гимн любви, безусловно, станет украшением репертуара театра.
Вот что сказал о постановке художественный руководитель-директор театра Валерий Воронин:
- Эта опера о том, чего сейчас не хватает нам всем. О вере, о любви, о неотделимости духовного и физического. Ставя что-то очень известное, режиссёры часто пытаются придумать то, чего не было в других спектаклях. В нашей же постановке главное – то, что хотел передать автор. Мы всего лишь проводники между композитором, его задумкой и зрителем. Приступать к спектаклям с такой богатой историей сложно, но мы стараемся.
Режиссёр-постановщик Константин Балакин добавил:
- Это достаточно простая история, и мы старались, чтобы сценический язык тоже был простым. Но это всегда оказывается самым сложным. Об этой опере часто говорят: сказка. Но, как в любой хорошей сказке, в ней заложен глубокий философский смысл. Она о живых людях. В этой истории речь идёт не только о физическом прозрении, но и о связи человека с миром возвышенным и бесконечным. Мы не бросаемся в радикализм в постановках. У нас всё строго в этом отношении. Мы выбираем путь более сложный и более близкий к искусству. Должна быть возвышенность, призывающая зрителя остановиться и задуматься. Говорить в лоб, прямолинейно – это не наше.
[gallery type="rectangular" link="file" ids="95909"]