Рекламное неглиже по-астрахански

07.06.2015 09:14 Общество

С памятников архитектуры снимут билборды Депутаты Госдумы одобрили ограничения на установку рекламы на фасадах культурных памятников. От рекламных пут освободятся в том числе и памятники архитектуры. Найти в Астрахани рекламные билборды на стенах некогда купеческого имения XVIII века, как выяснилось, очень даже легко. В культуру без рекламы С памятников истории и архитектуры теперь должны  уберать наружную рекламу. Как считают эксперты, она портит внешний облик зданий и сооружений, составляющих особую культурную ценность. Казалось бы, правильно решили — наконец все эти "прелести" урбанистического пейзажа не будут мозолить глаза.

Не тут-то было. Как всегда, не обошлось без многих "но". Например, уже ставшие для многих астраханцев полноценным элементом городского ландшафта афиши концертов, спектаклей и прочих культурно-развлекательных зрелищ — вне запрета. То есть покрытые сотым слоем плакатов заборы (взять хотя бы пересечение улиц Академика Королева и Коммунистической) никуда не денутся. Тут, правда, маленькая оговорка: реклама различных спонсоров культурных мероприятий не должна превышать 10% от площади плаката. Но что это меняет? Ведь в новых поправках указано: все рекламные стенды, установленные ранее, сниматься не будут, то есть так и останутся на фасадах усадеб и домиков, пока не закончатся сроки размещения рекламы по договору. Из-за чего, собственно, весь сыр-бор? Дело в том, что депутаты всерьез задумались бороться с рекламой на культурных памятниках после нашумевшей истории с павильоном-чемоданом "Луи Виттон", установленным посреди Красной площади. Многие москвичи тогда возмутились появлением десятиметрового чуда прямо в центре города. Павильон убрали, а осадок-то остался: вот парламентарии и решили взяться за архитектурный облик российских городов. За "лицом" следят За архитектурным "лицом" Астрахани тоже есть кому следить: надзором в этой сфере занимаются в городском управлении по строительству, архитектуре и градостроительству. В ведомстве подчеркивают, что контроль за внешним видом исторических астраханских зданий самый что ни на есть жесткий. Почти весь исторический центр Астрахани — сплошной памятник культуры. Практически каждое здание там — купеческие усадьбы и торговые подворья, особняки и летние домики — значится в списке архитектурного наследия. И стоят они на самых оживленных улицах: Адмиралтейская и Коммунистическая, Свердлова и Кирова, на которых расположились многочисленные магазинчики, а значит,  и всевозможные рекламные вывески. — Сейчас уже "самовольщиков" нет: в основном все устанавливают рекламные конструкции по согласованию. В целом визуальные рекламные конструкции не должны нарушать облика здания, закрывать его ценные в  архитектурном отношении элементы, — рассказал "КК" заместитель начальника управления по охране культурного наследия областного министерства культуры и туризма Павел Попов. — Что же до прямого вреда от установки рекламы — например, разрушение или деформация фасадов — я бы не сказал, что все так уж плохо. Сейчас конструкции с рекламой легкие, не грузные и мало на это влияют. Специалисты постоянно расширяют список архитектурных памятников. В последний раз, в 2012 году, он пополнился аж 119-ю зданиями, культурную ценность которых определили еще в 90-е годы прошлого века. Уже узаконенный статус "памятников архитектуры" тогда получили дома на улицах Свердлова, Урицкого, Чехова, Шаумяна. Всего же  список архитектурных памятников, как нам рассказали в НПУ "Наследие", занимающемся охраной объектов культурного наследия, входит более двух тысяч архитектурных памятников муниципального, областного и федерального значения.   Как у них К примеру, в Италии, несмотря на наличие законодательства, запрещающего размещение рекламных плакатов на зданиях, имеющих историческую значимость, в городах подобных билбордов не счесть. На сегодня более 60 римских, 37 флорентийских, шесть венецианских древних палаццо и более 260 миланских зданий "украшают" гигантские плакаты, порой полностью закрывающие собой всемирно известные музеи и исторические объекты. Правда, в 99 случаях из ста город идет на эту "жертву", чтобы поблагодарить щедрых спонсоров, которые вложили в реставрацию того или иного здания многомиллионные средства.  Общественное мнение по этому вопросу двоякое. Одни считают, что реклама уродует всемирно известные памятники искусства. По их мнению, проведение реставрационных работ - это отличное прикрытие для масштабной рекламной кампании, фоном для которой служит "Дворец Дожей" или "Библиотека Марчана".  Другие же не сомневаются, что без вливаний со стороны частных компаний эти здания давно ушли бы в небытие.   В 2012 году список памятников архитектуры пополнился 119 зданиями. Всего их в регионе — более двух тысяч.