Мы мирные люди. Но отправится ли бронепоезд с Белорусского вокзала?
30.08.2020 11:00
Общество
Беларусь с 9 августа охвачена протестами. На улицы выходят сотни тысяч - даже наш «Коммерсант» насчитал более 150 тысяч человек. Минчане говорят, что выходит до 250 тыс. и более. Крупнейшие предприятия Беларуси, включая БелАЗ и МАЗ, на забастовке, профсоюзы требуют освобождения заключенных и ухода Лукашенко, 10-миллионная страна, к которой у России и россиян отношение особое, бурлит уже три недели и протесты идут по нарастающей. В чем дело и что может произойти дальше?
Как показывают августовские опросы ВЦИОМ и Левада-центра, в российском общественном мнении доминирует точка зрения, что процессы инспирированы «западом»: более половины доверяют официальным результатам выборов и честности победы Лукашенко, примерно 60% россиян считают, что лучше сохранить у власти Лукашенко, примерно столько же считают, что «батька» протесты подавит силой (и вообще сила применяется для подавления протестов обоснованно) и что России следует оказать ему силовую поддержку.
Если с точки зрения россиян все так здорово в Беларуси, то почему взорвался белорусский народ, зная, что расправа за неповиновение будет свирепой?
Несколько недель назад в статье, посвященной грядущим 9 августа выборам в Беларуси, я написал, что белорусская избирательная система допускает победу при подсчете голосов только Лукашенко и никого другого - именно при подсчете голосов, а не при голосовании. Зная эту особенность белорусской избирательной системы, изобретательные белорусы придумали складывать гармошкой бюллетени за Тихановскую - единого лидера от оппозиции. Даже визуально на участках было видно, кто победил - подавляющее большинство бюллетеней в ящиках было смято гармошкой. Ситуацию усугубили результаты экзитполов, показавших, что победитель получил более 80% голосов, но этим победителем был вовсе не «батька».
«Президент ОМОНа»
Возмущенные такой наглой подтасовкой, минчане вышли на улицы уже 9 августа, их вскоре поддержали другие города, демонстрации носили и носят до сих пор исключительно мирный характер, лидеры протеста категорически требуют не допускать применения силы. Власть ответила массовым избиением демонстрантов, арестами и пытками в тюрьмах, блокадой Интернета, но получила обратный эффект. Огромное количество публикаций о пытках, насилии, первых жертвах только вывели на улицы еще больше людей, основными требованиями митингующих стали освобождение заключенных, наказание силовиков, виновных в пытках и, разумеется, немедленный уход Лукашенко.
Действия самого Лукашенко больше похожи на истерический цирк - полет на вертолете над столицей с автоматом и поздравление омоновцев, оцепивших президентский дворец, тут же родили новую кличку «президент белорусского ОМОНа». Лукашенко сразу напомнили о судьбе других диктаторов, любивших пощеголять с оружием в руках и без меры использовать силу против собственного народа. Кстати, «батькой» Лукашенко в Беларуси никто не называет, прибытие на помощь российских пиарщиков белорусы распознали именно по появившимся несколько дней назад на митингах бюджетников, мобилизованных в поддержку Лукашенко, кричалки «за батьку!» - в устах услышавших такое белорусов «батька» тут же превратился в непечатное слово.
Кто поддерживает Лукашенко? Сторонники есть: часть крупного бизнеса, торгового и не только, разумеется, все силовые ведомства, часть бюджетников, руководители предприятий (не все) - стандартный набор. Мои друзья в Минске в протестах не участвуют, но подтверждают: Лукашенко давно надоел (это очень мягкое выражение) почти всем, и подавляющее большинство народа мечтает от него избавиться.
Женский марш
Панику Лукашенко можно понять, вроде бы арестовал всех лидеров, а ранее некоторые из них исчезли без следа - в 1999-2000 г.г. пропали и до сих пор не найдены экс-министр МВД Беларуси Захаренко, бывший глава Центризбиркома Гончар, бизнесмен Красовский и журналист Завадский.
Когда мужчины исчезают, на их место встают женщины - Лукашенко пожинает плоды многолетнего вытаптывания политической поляны. Светлана Тихановская, по мнению оппозиции победившая на выборах - жена находящегося в заключении блогера Сергея Тихановского, который пытался баллотироваться в президенты. Светлану с подачи французских журналистов уже окрестили «Жанной Д’Арк поневоле» - домохозяйка и учительница английского мало подходит на роль нацлидера, но других не осталось. Тихановская вынуждена была бежать в Литву, а в Минске остались две ее соратницы - Вероника Цепкало, жена арестованного и незарегистрированного кандидата в президенты Валерия Цепкало, и Мария Колесникова - представитель также незарегистрированного и арестованного Виктора Бабарико, который считался пророссийским политиком. После первой волны массовых избиений и арестов живые цепи по Минску тоже организовывали женщины.
Братская силовая помощь
Что дальше? Евросоюз выборы в Беларуси и победу Лукашенко не признал, Россия, разумеется, признала. Россия будет защищать Лукашенко еще более решительно, чем Асада и Мадуро - это следует из заявления президента Путина, назвавшего среди критериев ввода российских силовиков в Беларусь «захват административных зданий», то есть, если протестующие попытаются освободить заключенных, вооруженное вмешательство России гарантировано.
Правовая основа для такого вмешательства есть: Договор о союзном государстве и институт ОДКБ позволяют по первой просьбе Лукашенко оказать любую вооруженную помощь «батьке». Это не вопрос, вопрос в том, как воспримет эту «братскую помощь» белорусское общество.
Сейчас отношение к России в белорусском обществе более чем благоприятное, но интегрироваться в единое государство хотело бы менее 10%, практически столько же выступают за более тесное сближение Беларуси с Европой, а почти 70% белорусов предпочло бы сохранить существующие отношения с Россией - без границ и таможни, но как самостоятельные государства. Тихановская, кстати, заявила, что рвать связи с Россией - нелепица, что Россия крупнейший торговый партнер и отношения с Россией имеют ключевое значение для будущего белорусского государства.
Есть другой сценарий
Понятно, что любой лидер, пришедший на смену Лукашенко (а «батьку» сохранить у власти могут только российские деньги и штыки, Китай проявляет довольно живой интерес, но в конфликт с ЕС вступать не будет), вынужден будет считаться с реальностью и общественным мнением. Силовое вмешательство России может радикально и быстро это общественное мнение развернуть. Об этом стоит подумать, войти будет несложно, а вот выход из ситуации может оказаться дорогим, как минимум уже серьезные международные санкции по типу иранских гарантированы, что будет тогда с рублем и нашими кошельками - представить несложно.
Возможен ли другой сценарий? Да возможен. Российкая политика явно занята и им, говорят, что Лукашенко уже получил предложение провести конституционную реформу и вернуть в Беларусь парламентскую республику, где президент - декоративная фигура. Возврата к конституции 1994 г. и парламентской республике как раз требует оппозиция. То есть способ мирно разрешить конфликт через переговоры, конституционную реформу и новые выборы есть, выбор остается за Лукашенко и Россией.