"В "красной зоне" общаться очень сложно": психолог коронавирусных больных рассказала о работе в госпитале
Минздрав Астраханской области опубликовал интервью с психологом Еленой Большаковой, которая работает работает с коронавирусными больными в госпитале при ОИКБ им. А.М.Ничоги. Приводим полный текст:
Елена Михайловна, как вы попали в госпиталь по борьбе с новой короновирусной инфекцией COVID19?
Я работаю педагогом-психологом в ГКОУ СОШ №4 это школа, которая специализируется на работе с детьми, находящимися на длительном лечении в Лечебно-профилактических учреждениях города. Когда наша школа перешла на дистанционное обучение, я поделилась с Директором школы Александровой Н.А. своей мыслью, пойти волонтером в Госпиталь при ОИКБ им. А.М.Ничоги, она одобрила эту идею. Я предложила свою кандидатуру в качестве психолога главному врачу ОИКБ им. А.М.Ничоги Надежде Лариной в помощь госпитальным врачам и пациентам. По имеющейся информации, ни в одном госпитале по борьбе с COVID19 такой практики на тот момент еще не было, и Надежда Николаевна поддержала это предложение. Ведь в сложившейся сложной психоэмоциональный ситуации среди медицинского персонала и пациентов госпиталя, лечебная среда играет большое значение!
Так, с 22 апреля текущего года в штате госпиталя появилась должность психолога.
Как построена Ваша работа с медицинским персоналом госпиталя? С пациентами?
Я прекрасно помню свой первый рабочий день в Госпитале. Начальник госпиталя, на планерке, меня представил персоналу. Помню удивленные и вопросительные взгляды коллектива, помню эмоции врачей: зачем нам нужен психолог? У нас нет времени на пустые разговоры, нам даже покушать некогда в течение дня… Но именно в этот момент я поняла, что должна быть и нужна именно здесь и сейчас! Каждый день с утра, я подходила к врачам с вопросами по пациентам: кто как себя чувствует? кто нуждается в повышенном внимании? есть ли дети в госпитале? есть ли пожилые пациенты? В течение дня обзванивала наших пациентов, знакомилась, информировала, что в госпитале есть психолог, что я, наряду с врачами, для них друг и помощник. А вечером, давала врачам обратную связь по психологическому состоянию, пожеланиям, настрою и настроению заболевших.
Через некоторое время, я убедилась, что иногда просто выслушать, уделить внимание, обсудить какой-либо волнующий вопрос, достаточно для прибавления сил и настроя на выздоровление!
За время работы мы прошли сложный путь. Это ситуации нервных срывов, конфликтов, угроз, иногда даже шантажа со стороны пациентов. Но самое важное — это радость побед, когда заболевшие выздоравливали и выписывались домой. Уже за первые две недели работы в госпитале, у меня телефонной книжке появилось 88 новых контактов пациентов.
Я уже не могла себя представить без своего коллектива госпиталя, а коллектив — без психолога!
Как выстроились ваши отношения с медицинским персоналом и работниками Госпиталя?
Уже традиционно, каждое утро, на пятиминутках, мы обсуждаем с врачами, кто из пациентов нуждается в поддержке психолога. Я получаю информацию о новых пациентах, в течение дня провожу психологическую работу, а вечером даю обратную связь врачам. Все чаще обратная связь от пациентов звучит со словами благодарности врачам, медсестрам и санитарочкам. Каждый медработник знает, что в любое время суток мне можно позвонить или написать, если ситуация требует немедленного вмешательства психолога. Ночная смена, в течение дежурства, пишет сообщения о тех, с кем надо будет побеседовать утром.
Уже через короткое время, мы стали одной командой и слаженная, профессиональная, оперативная совместная работа, не смотря на все трудности, приносит ощутимые результаты в лечении пациентов с COVID-19!
Изменилось и отношение среднего и младшего персонала к помощи психолога. Изменился и психологический климат внутри коллектива. Ведь поддержка психолога помогает держаться в этих тяжелейших условиях работы. Если в начале своей работы, я сама расспрашивала, про обстановку, настроение, проблемы и вопросы внутри коллектива, то уже сейчас, ко мне сами приходят, делятся, советуются. Меня это доверие очень радует и мотивирует.
Почему работа ведется не напрямую с пациентами, в «красной зоне», а по телефону?
В «красной зоне» общаться очень сложно. В течение часа, обойдя несколько боксов и побеседовав с пациентами, я уже чувствую, что вся мокрая. От непрерывных разговоров респиратор изнутри настолько промокает, что начинает хлюпать и дышать становится невозможно. Плюс очки, которые покрываются испариной. Ощущение такое, что скоро тебе самой понадобится помощь.
В случае необходимости, конечно, всегда могу зайти в «красную зону». Но на практике оказалось, что заболевшим я нужна не там. Им важно понимать, что я могу свободно перемещаться, как бы связывая их с внешним миром. Конечно, это не входило в мои обязанности, но я поняла, что могу и организовать пациентам книги, свежие газеты, а для детей — игрушки, раскраски, пластилин, фломастеры и прочее.
Некоторые наши пациенты до сих пор пишут, делятся фотографиями своей семьи, благодарят за поддержку.
Елена Михайловна, что вы для себя лично приобрели, работая в госпитале?
Я получаю новый опыт - это было моей главной мотивацией. И самое важное — у меня появились новые друзья среди медиков. В нашем госпитале я познакомилась с уникальными людьми, настоящими профессионалами своего дела. Это и врачи, и медсестры, и санитары из разных медицинских организаций – люди с большой душой, невероятно добрые и милосердные. Благодаря им, я поняла, что хочу получить еще и медицинское образование. Врач лечит тела, а я, как психолог лечу душу пациента. Поэтому в этом году хочу поступить в Базовый медицинский колледж на отделение «Сестринское дело».
А кстати, какое у вас образование?
У меня уже есть высшие образования по специальностям: учитель русского языка и литературы, практический психолог, экономист, муниципальное и государственное управление и политолог. Я привыкла всю сознательную жизнь учиться. Уже работая в госпитале, я поступила на дистанционное обучение по специальности «клиническая психология» и на базе полученного опыта сейчас пишу дипломную работу.
Совсем недавно, мы отметили праздник "День медицинского работника". Я желаю каждому их вас, дорогие мои медики, душевной гармонии, крепкого здоровья, достойных зарплат, много поводов для радости, мира и любви вашим семьям! Спасибо за ваш самоотверженный труд!