Бурно обсуждают. Уникальный особняк «икорного короля», окутанный мифами, продают в Астрахани
Факт продажи особняка купца Шелехова, который составляет гордость архитектурных ансамблей старой Астрахани, вызвал громкое обсуждение у горожан. Параллельно в местной прессе вновь принялись пересказывать милые выдумки, мифы и легенды, которые традиционно сопровождали этот самый изящный дом на Красной набережной, входящий в парадную галерею купеческих особняков. Действительно, лучшего рекламного сопровождения для нынешнего собственника и не найти.
Аукцион с единым лотом
Между тем в соцсетях многие астраханцы недоумевали: «Федеральный памятник выставлен на сайте частных объявлений чуть ли не как рядовой объект недвижимости». «Разве можно вот просто так продавать такое статусное здание и разве оно не принадлежит государству?» - спрашивали они.
Как говорится, вспомнила бабка, как девкой была. Трехэтажный дом Шелехова площадью 1160,9 кв. м, а также второй объект — двухэтажное здание постройки 1958 г. площадью в 180 кв. м, были проданы с аукциона единым лотом в 2013 году частному лицу за 20 млн 790 рублей. Собственник получил охранную грамоту на федеральный памятник архитектуры, а вместе с ней и все бремя его ответственного содержания.
Сейчас продажная цена «офисного здания», то есть купеческого особняка — 39 млн рублей.
У музейщиков не оставили
До обретения нового собственника два объекта, один из них — федерального значения, находились в оперативном управлении Астраханской картинной галереи. По официальной версии, сделка об отчуждению недвижимого госимущества была инициирована самой галереей. Во всяком случае так это следует из распоряжения регионального правительства.
Ранее галерейщики планировали развернуть там музей зарубежного искусства, создать современное арт-пространство с реставрационными мастерскими и т.д. Был даже подготовлен проект музеефикации здания, но в результате так ничего и не вышло. Основными причинами могли стать дорогое содержание, затратная реставрация и необходимость дезинфекционных мероприятий — объект был передан галерее в 2009 году, а в 2007 году из здания переехал противотуберкулезный диспансер, размещавшийся в особняке с 1922 года.
«Обломалась душа»
В любом случае нужно понимать, что решение о сделке по отчуждению принимала отнюдь не Догадинка и, скорее всего, не по доброй воле музейщиков, а по принуждению. «Тогда обломалась душа», - говорит о продаже дома Шелехова сотрудник картинной галереи, искусствовед Раиса Захарова, которая, можно сказать, знает об истории бывшей усадьбы рыбопромышленника Михаила Акимовича Шелехова — икорного короля, как бы сейчас сказали, судьбе его семьи почти «все-все-все». Она провела собственную большую исследовательскую работу касательно астраханской ветви рода Шелиховых. (Рыбопромышленник был из рода купцов Шелиховых из уездного города Рыльска Курской губернии, но по астраханской традиции, говорит искусствовед, их фамилия во втором слоге пишется через «е».)
Научной реставрации не было
По словам Раисы Захаровой, этот памятник архитектуры никогда не проходил научную реставрацию. К 450-летию Астрахани сделали лишь фасадную покраску, затем делался ремонт для его приспособления под медучреждение, которое в настоящее время там размещается на правах аренды.
Как профессионал, Раиса Захарова не особый поклонник передачи памятников архитектуры к частным лицам, но отмечает, что дому Шелехова в этом смысле повезло: он попал еще не в самые худшие руки. Но считает, что нужна серьезная реставрация не только фасада, смотровой башни, которая уже рассыпается, светового потолка и т.д., но и внутреннего интерьера. Иначе со временем его постигнет участь пострадавших от грубейших стратегических ошибок в использовании ценного архитектурного наследия лучших особняков набережных Кутума и Волги.
«Собственник должен соответствовать зданию»
«Зданию нужно максимально вернуть его первоначальный вид, его парадность. Многие элементы декора утрачены. Разрушена скульптура женщины в античном одеянии. Нужно привести в порядок дворовую территорию, хотя от прежней роскоши двора сейчас остался один огрызок, декор фонтана. Правда, во дворе сохранился дуб, вероятнее всего, ровесник этого дома.
Сложно сказать, в какие руки попадет особняк. Но хочется, чтобы они оказались деликатными, способными вернуть этому уникальному зданию прежнюю респектабельность. Иными словами, собственник должен соответствовать и быть достоин такого дома.
Под какие цели может использоваться здание? Нужно исключить различные медицинские учреждения. Из-за своеобразной планировки и недостаточно просторных залов оно не подойдет для проведения каких-либо торжественных приемов. Скорее всего, здание пригодно для солидных структур или учреждений сферы культуры. Особняк очень хорошо приспособлен для частного проживания, ведь он изначально строился как жилой дом для большой семьи. В этом случае частное лицо могло бы предоставлять доступ к обозрению красот здания», - говорит Раиса Захарова.
В частной собственности
К слову, в Астрахани продажа памятников архитектуры частным лицам — давно уже не диковина. Например, в частных руках находится дом Догадина, стоящий в парадной застройке северной набережной Кутума. Выкуплено бывшее здание городского училища, где до сих пор идут восстановительные работы. Приобретено здание бывшей ГРЭС. Новый собственник у гостиницы «Новомосковская» — после реконструкции здание получило все признаки новодела. Список не полный, и если покопаться на сайте Росреестра, то открытий может быть еще больше.
Немного Италии
Строительство усадьбы Шелехова можно отнести к 1905-1908 годам. Дом возведен на месте деревянного дома со службами, принадлежавшего купцу П.Д. Абрамову. Постепенно домовладение обретало респектабельный вид итальянизированной усадьбы. Имя архитектора осталось неизвестным, но вполне возможно, что им являлся астраханский городской архитектор К.К. Домонтович.
Территория памятника сохранила приметы усадебной планировки, в центре двора располагается фонтан, украшенный скульптурной композицией, дворовый фасад некогда венчала гипсовая скульптура женщины в античных одеждах, прообразом которой в астраханской традиции считается дочь бывшего хозяина дома. (Из статьи Раисы Захаровой «Истории и мифы Марии Шелеховой.)
Миф: у дома есть призрак
Что касается астраханской легенды о ранней смерти от туберкулеза дочери купца Шелехова Марии, то это, как следует из исследований искусствоведа, всего лишь один из устойчивых мифов. Так вот, согласно легенде, дочь умерла от чахотки, что и подвигло безутешного отца завещать дом на нужды «противотуберкулезного учреждения». Сам купец затосковал, а потом и вовсе уехал, предположительно в Италию, откуда привез мраморную статую девушки — копию его умершей дочери. Убитый горем отец практически безотлучно был рядом с изваянием. А когда в годы гражданской войны в особняке якобы разместили больницу, призрак девушки являлся к пациентам как предвестник скорой смерти одного из них. Говорят, особенно он оплакивал смерть юных девушек.
40 лет в Аргентине
На самом же деле дочь Шелехова прожила трудную и долгую жизнь и чахоткой не страдала вовсе. Об этом также рассказывается в статье Раисы Захаровой «Истории и мифы Марии Шелеховой». Вообще, у М.А. Шелехова было четверо детей: три сына и дочь. На фоне революционных событий семья сначала уезжает на родину предков в Рыльск, а затем бежит в Одессу. Там теряются следы самого купца. А Мария Михайловна последние 40 лет прожила в Аргентине. Она активно участвовала в литературном творчестве русского зарубежья, писала и публиковалась на русском языке.