Каспийская килька оправилась после экологической катастрофы

13.03.2020 07:00 Общество

Прошло почти двадцать лет, как Каспий прекратили бороздить огромные по нашим меркам корабли и плавучие рыбозаводы организации под названием “Каспрыбхолодфлот”. Организации богатой, на балансе которой были не только корабли, портовые сооружения и перерабатывающие мощности, но и серьезные социальные объекты и даже лагерь отдыха для детей у села Ассадулаево Астраханской области, названный в честь героя войны Алексея Маресьева.

Кто уничтожил килечный  промысел?
Корабли по большей части попилили на металлолом, от социалки остались рожки да ножки, а портовая стенка сдается теперь в аренду, и все это произошло по вине одного невзрачного на вид организма, похожего на соплю, – гребневика мнемиопсиса. Впервые он был замечен в Каспии в 1999 г., а к осени 2000 г. он расселился практически по всему водоему.
Но еще в конце 1980-х гг. гребневик уничтожил запасы килек сначала в Черном, а затем и в Азовском море. Есть вполне обоснованное мнение, что он прибыл именно оттуда с балластными водами судов, прошедших по Волго-Донскому каналу.


Гребневики – желеобразные животные, ближайшие родственники медуз. При попытке поймать их они превращаются в бесформенный комочек слизи (студня), на 97% состоящий из воды. Питаются всем, что находится в толще воды: планктоном, в том числе икрой и молодью килек. Собственно это и привело к практически полному уничтожению промысла килек на Каспии и флотилии кораблей, заточенных на эту рыбу.
С 2000 по 2010 гг. уловы кильки астраханскими рыбаками упали с 101 тыс. тонн до 433 тонн, то есть в 230 раз (данные Севкаспрыбвода), а всего на Каспии в 1998 г. судами всех прикаспийских государств было выловлено 195 тыс. т кильки.
Ситуацию помог выправить гребневик берое, заселенный учеными, который с удовольствием стал есть мнемиопсиса и, судя по информации от нашего ведомственного института, со своей задачей справился.

Можно ловить 100 тыс. тонн, только нечем
По информации, размещенной на странице КаспНИРХа в Фейсбуке, осенью 2019 г. в западной части Среднего Каспия впервые был организован траловый лов зимовальных скоплений обыкновенной кильки.Промысел начат по рекомендациям Волжско-Каспийского филиала ФГБНУ “ВНИРО” (КаспНИРХ), основанным на многолетних исследованиях и экспериментальных работах.

Средний суточный улов одного судна составил 17 т. Промысел показал свою эффективность. Общий вылов на текущий момент превысил 5 тыс. т. На рыболовных судах в качестве наблюдателей мониторинг тралового промысла проводят сотрудники института.
В районе тралового лова, ограниченном по площади и срокам промысла, годовой вылов кильки может достигать 30 тыс. т. В целом по морю рекомендованный вылов килек составляет 100 тыс. т. В ближайшей перспективе основная задача института заключается во внедрении новых орудий лова, расширении районов и сроков килечного промысла. Ведутся экспериментальные работы по усовершенствованию сетного подхвата для промысла на свет.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=s1MlV3-mO_s&feature=emb_logo

Сейчас экспериментальный лов ведется тралами, а раньше кильку ловили на свет, просто выкачивая ее насосами. Судя по всему, подобных судов в распоряжении промысловиков и ученых нет, а строить новые – удовольствие недешевое. Да и видовой состав кильки поменялся, сам способ лова (на свет) ориентирован на добычу анчоусовидной кильки, которая раньше составляла основу промысла. Сейчас же превалирует килька обыкновенная, которая меньше реагирует на свет.

На фоне снижения уловов традиционных видов рыб килька смогла бы стать палочкой-выручалочкой для наших рыбаков и для восстановления рыбных запасов Нижней Волги, но для этого их нужно переориентировать на совершенно незнакомый, технологически другой промысел, что возможно только с помощью социальных государственных программ, безусловно затратных. Но, судя по приоритетам нашего государства, эти вопросы на повестке дня не стоят и вряд ли будут стоять в ближайшее время.

Автор:

Олег Сарана