В Астрахани выясняют, что же правит миром - любовь или деньги

19.09.2019 20:00 Общество

Сейчас в  театрах узнают о том, как спектакль приняли зрители, практически сразу после представления. И не только по аплодисментам, но и по публикациям в соцсетях. Премьера Астраханского драматического театра "Волки и овцы", конечно, тоже не осталась незамеченной.

Спектакль, поставленный Алексеем  Матвеевым по пьесе Александра Островского, публика приняла благожелательно. Правда, постов с эпитетами "превосходно, потрясающе, великолепно" было немного, спектакль хвалят, но сдержанно, хотя  и критических отзывов практически не встречается.

Островскому после премьеры  спектакля по этой пьесе в 1875 году повезло  меньше. И  общественность, и театральная критика приняли премьеру в штыки. Сатирические пьесы без положительных героев ещё были в диковинку. Одних к тому же оттолкнуло то, что пьеса написана по материалам недавнего судебного процесса ( была осуждена за мошенничество с векселями  известная в России помещица, пытавшаяся скрыться в монастыре, которая и стала главной героиней пьесы), других задело то, что в пьесе усмотрели пародию на "Обломова" Гончарова. Уж очень похожи два друга помещика  из пьесы на героев Гончарова - один лежит на диване, а другой погружен в дела.

Но в 20-21 веках Островский снова сверхвостребован. Пьесу "Волки и овцы" пытались осмыслить в мастерской Петра Фоменко (Матвеев говорил СМИ, что его ещё  20 лет назад поразила эта постановка), в МХТ. Сейчас её поставил и модный столичный режиссёр Константин Богомолов. Ставят эту пьесу и в провинциальных театрах, но редко.

Наши блогеры хвалят местную постановку главным образом за прекрасные костюмы, хорошую игру артистов и особенно - за то, что Матвеев якобы "не осовременивает" классику. Герои спектакли не ходят в современной одежде,  не говорят по мобильникам, не делают селфи, как в опере "Руслан и Людмила", а живут своей помещичьей жизнью и уже за это режиссёру можно простить некоторые погрешности. То, что  Матвеев всё же  несколько  приблизил к нам героев (тётушка Купавиной, к примеру, намного фривольнее, чем в пьесе - она проделывает с молодым человеком такие штучки, которые тому и не снились) практически никто не заметил.

Ну, а претензий к режиссёру у наших блогеров и театралов, включая тех, кто называет спектакль достойным, в основном две. Многие пишут, что "Кустодиев с неуместными декорациями притянут к спектаклю за уши" , а некоторым   не совсем ясно, что же режиссёр хотел сказать спектаклем: то, что все мы волки и овцы и постоянно меняемся местами, якобы давно  известно. Известно, да не всем....Да и ответ на вопрос " быть или не быть", казалось бы, давно известен, а режиссёры продолжают его задавать и себе, и публике.Так что с критиками спектакля я согласна не во всём.

Но сначала о Кустодиеве. Он не просто известный художник и наш земляк, воскрешающий на своих полотнах в том числе и купеческий быт. Борис Кустодиев работал оформителем в театре и с особым желанием, как пишут его современники, делал декорации  и эскизы  костюмов к спектаклям по пьесам Островского. Да, его работы более лучезарны, жизнелюбивы, чем сатирические пьесы Островского, но, может быть, именно поэтому и хорошо то, что они дополняют друг друга?

Алексей Матвеев сказал на пресс-показе журналистам, что миром правят деньги, на сцене - постоянная ложь, и именно это он, видимо, и хотел подчеркнуть своей работой. Люди разучились любить...Но в то же время в спектакле то и дело образуются островки влюблённости, которые вспыхивают, как огоньки, в глазах героев....Несмотря на декларации, по крайней мере двое из героев, как мне кажется,  по -настоящему влюблены...Не буду выдавать их! Всё же это спектакль - тест. И  герои  в спектакле "Волки и овцы" делятся, как мне кажется, не только на волков и овец, но и на тех , кто может любить, и тех, кто понятия не имеет, что такое любовь. Так что вопрос о том, что же правит миром - деньги или любовь  -так и остаётся открытым. В общем, спектакль стоит посмотреть! И отдохнёте, и задумаетесь.

Автор:

Надежда Родионова