Астраханцы заболели театром
Наверное, астраханцы никогда не забудут Год театра. У нас он и правда особенный. Прошлый театральный сезон завершился триумфально: премьерой балета "Крёстный отец" в театре оперы и балета, театральным всероссийским фестивалем "Верю!" Ну, а новый театральный сезон начался на прошлой неделе просто феерически - такого культурного нашествия, связанного с передачей эстафеты Года театра Южному федеральному округу, Астрахань ещё не знала.
Кульминацию торжества, оперу "Руслан и Людмила", поставленную на территории кремля питерским режиссёром Георгием Исаакяном, астраханцы до сих пор обсуждают в соцсетях. Правда, уровень обсуждения и комментарии поражают не меньше оперы. Примечательно, что все спорщики сходятся в одном: оркестр театра, солисты, хор, балет безупречны и просто великолепны, а вот визуальный ряд оперы, отсылающий в 21 век (свадебный торт с сердечком, бояре, делающие селфи, богатыри с бабочками) это якобы верх пошлости и поэтому спектакль некоторых разочаровал...А спорщикам не приходит в голову, что это опера с элементами сатиры?
Накануне премьеры режиссёр говорил СМИ :" Главная тема оперы - русский дух... Это замечательная попытка посмотреть на себя со стороны со всеми нашими плюсами и минусами. Мы такие, как есть.."Вот астраханцы, видимо, посмотрели на себя со стороны и обиделись...В одном согласна с критиками оперы: спектакль с такими "приколами", как пишет один из блогеров, лучше показывать не в кремле, а на другой площадке.
Ведь, действительно, юмор и сатира разрушают то, что создаёт излишний пафос, но когда юмора слишком много, он тоже начинает разрушать...И клич "Русские идут!" уже слушаешь, поёживаясь, и начинаешь относиться с иронией к тому, чем автор восхищается...
Но блогеры, критикующие оперу за неудачный, по их мнению, визуальный ряд, пишут, что постановщики не имеют права осовременивать спектакли, вторгаться в святая святых, а вот это уже опасное заблуждение, которое может приостановить развитие наших театров. Спектакль - не застывшая фотография сцен из позапрошлых веков. Режиссёры смотрят на пьесы, написанные 100-200 лет назад, глазами своих современников, приближают их к нам.Столичные и многие региональные театры давно ставят классические спектакли с метками нашего времени и это здорово...А наши блогеры всё ещё пишут, что никогда не пойдут на спектакль, в котором герой играет в джинсах, потому что раньше джинсов не было и мужские брюки были без карманов...
Вот почему меня так порадовало то, что вместе с театральным марафоном в Астрахань приехали представители проекта "Театральная Россия", которые уже несколько лет показывают записи лучших спектаклей столичных театров в регионах страны. В кинотеатре"Иллюзион" астраханцам бесплатно показали запись спектакля областного Московского ТЮЗа "Леди совершенство" с Нонной Гришаевой в главной роли. Представитель проекта Анна Астраханцева сказала мне, что "Театральная Россия" сотрудничает практически со всеми регионами страны, были попытки заключить договор и с нашим городом, но они не увенчались успехом. Но надеюсь, что теперь эта творческая стыковка состоится и астраханцы смогут смотреть не только наши, но и столичные спектакли.