Птицы в зоне аэродрома: в Астрахани их пугают тревожными криками

23.08.2019 07:00 Общество

Столкновение пассажирского самолета при вылете из подмосковного Жуковского со стаей чаек, которое произошло 15 августа, заставило опять заговорить об орнитологической проблеме. Росавиация назвала рекордные годы по числу таких происшествий в стране – это 2017 и 2018. Среди аэропортов, где ситуация обстояла хуже всего, назван и астраханский.

Полётов меньше, “аварий” больше
Больше всего столкновений было в аэропортах “Шереметьево” и “Домодедово” (126 и 66), а также в “Пулково” и “Внуково” (59 и 46). Однако, как показали данные Росавиации, по соотношению количества аварий с участием птиц и частотой полетов в лидерах оказались воздушные порты Абакана, Астрахани, Минеральных Вод, Махачкалы. А самыми безопасными с точки зрения столкновений с птицами из крупных аэропортов в 2017 г. были аэропорты Красноярска (шесть случаев), Сочи и Новосибирска (по семь), проанализировали статистку “Ведомости”.

Девять случаев за год
Два года назад из астраханского аэропорта самолеты летали не так часто, как, например, в этом году. Но, по информации Южной транспортной прокуратуры, в 2017 году было зафиксировано девять случаев столкновения птиц (чаще всего ворон и голубей) с самолетами.
Причиной этому в транспортной прокуратуре называли отсутствие на аэродроме радиолокационных систем наблюдений за состоянием орнитологической обстановки и обязали устранить нарушения.

Пернатых гоняют ястребы
К слову, от диспетчерских служб в кабину пилотов, помимо сводок о температуре воздуха и т.д., обязательно поступает информация-предупреждение, которая звучит так: “Перелеты птиц в зоне аэродрома”.
На аэродромах применяются, как правило, два способа. Первый – с помощью хищников – ястребов, соколов и орлов-беркутов. В крупных российских аэропортах созданы специальные орнитологические отделы. Хищников, к примеру, используют в аэропортах Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга. Птицы вылетают для устрашения других пернатых в ежедневном режиме, чтобы не допустить их в ареал аэропортовской зоны.

Кричалки и пушки
Помимо этого, используют биоакустические системы для отпугивания птиц, которые транслируют запись тревожных криков пернатых и другие отпугивающие звуки, а также пропановые пушки, имитирующие выстрелы.
По имеющейся информации, на астраханском аэродроме также применяются акустические устройства и отражающие шары, установленные в районе взлетно-посадочной полосы.
В Астрахани специальных питомников, где бы занимались обучением хищных птиц для охоты, нет.
Как пояснили в Астраханском биосферном заповеднике, орнитологи готовы оказать аэропорту консультативную помощь, в том числе по видам и количеству обитающих птиц в ареале воздушных ворот, причинах их сосредоточения там. Контакт с хищными птицами, их дрессура не входит в профиль ученых заповедника.

Учитывать свалки и число птиц

Однако таких мер, как акустическое отпугивание и использование ловчих птиц, недостаточно, считают эксперты отраслевой группы авиационной орнитологии и предлагают создать для каждого аэропорта индивидуальный “паспорт”. В нем будут учитывать наличие вблизи от аэропорта свалок, крупных и мелких рек, морских побережий, характер растительности, количество и виды птиц, а также частоту взлетов и посадок. Также предлагается выработать программу обеспечения орнитологической безопасности, в частности пишут “Известия”.
Кстати, свалки в районе аэропортов остаются основной проблемой скопления птиц. В начале года власти взялись за расчистку огромной несанкционированной свалки на ул. Авиаторной, которая копилась годами. Ее площадь составляет порядка 8000 кв. м.

Автор:

Татьяна ЗЕЛЕНАЯ.