Птицы в зоне аэродрома: в Астрахани их пугают тревожными криками
Столкновение пассажирского самолета при вылете из подмосковного Жуковского со стаей чаек, которое произошло 15 августа, заставило опять заговорить об орнитологической проблеме. Росавиация назвала рекордные годы по числу таких происшествий в стране – это 2017 и 2018. Среди аэропортов, где ситуация обстояла хуже всего, назван и астраханский.
Полётов меньше, “аварий” больше
Больше всего столкновений было в аэропортах “Шереметьево” и “Домодедово” (126 и 66), а также в “Пулково” и “Внуково” (59 и 46). Однако, как показали данные Росавиации, по соотношению количества аварий с участием птиц и частотой полетов в лидерах оказались воздушные порты Абакана, Астрахани, Минеральных Вод, Махачкалы. А самыми безопасными с точки зрения столкновений с птицами из крупных аэропортов в 2017 г. были аэропорты Красноярска (шесть случаев), Сочи и Новосибирска (по семь), проанализировали статистку “Ведомости”.
Девять случаев за год
Два года назад из астраханского аэропорта самолеты летали не так часто, как, например, в этом году. Но, по информации Южной транспортной прокуратуры, в 2017 году было зафиксировано девять случаев столкновения птиц (чаще всего ворон и голубей) с самолетами.
Причиной этому в транспортной прокуратуре называли отсутствие на аэродроме радиолокационных систем наблюдений за состоянием орнитологической обстановки и обязали устранить нарушения.
Пернатых гоняют ястребы
К слову, от диспетчерских служб в кабину пилотов, помимо сводок о температуре воздуха и т.д., обязательно поступает информация-предупреждение, которая звучит так: “Перелеты птиц в зоне аэродрома”.
На аэродромах применяются, как правило, два способа. Первый – с помощью хищников – ястребов, соколов и орлов-беркутов. В крупных российских аэропортах созданы специальные орнитологические отделы. Хищников, к примеру, используют в аэропортах Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга. Птицы вылетают для устрашения других пернатых в ежедневном режиме, чтобы не допустить их в ареал аэропортовской зоны.
Кричалки и пушки
Помимо этого, используют биоакустические системы для отпугивания птиц, которые транслируют запись тревожных криков пернатых и другие отпугивающие звуки, а также пропановые пушки, имитирующие выстрелы.
По имеющейся информации, на астраханском аэродроме также применяются акустические устройства и отражающие шары, установленные в районе взлетно-посадочной полосы.
В Астрахани специальных питомников, где бы занимались обучением хищных птиц для охоты, нет.
Как пояснили в Астраханском биосферном заповеднике, орнитологи готовы оказать аэропорту консультативную помощь, в том числе по видам и количеству обитающих птиц в ареале воздушных ворот, причинах их сосредоточения там. Контакт с хищными птицами, их дрессура не входит в профиль ученых заповедника.
Учитывать свалки и число птиц
Однако таких мер, как акустическое отпугивание и использование ловчих птиц, недостаточно, считают эксперты отраслевой группы авиационной орнитологии и предлагают создать для каждого аэропорта индивидуальный “паспорт”. В нем будут учитывать наличие вблизи от аэропорта свалок, крупных и мелких рек, морских побережий, характер растительности, количество и виды птиц, а также частоту взлетов и посадок. Также предлагается выработать программу обеспечения орнитологической безопасности, в частности пишут “Известия”.
Кстати, свалки в районе аэропортов остаются основной проблемой скопления птиц. В начале года власти взялись за расчистку огромной несанкционированной свалки на ул. Авиаторной, которая копилась годами. Ее площадь составляет порядка 8000 кв. м.