Опять неблагоприятный паводок. Кто виноват и что делать?

18.05.2019 08:00 Общество

В канун Дня Победы в Москве прошло очередное заседание Межведомственной оперативной группы (МОГ), на котором был определён дальнейший график половодья в Астраханской области. К большому сожалению, был принят вариант фактического окончания паводка в разгар нереста рыбы.

Рыбохозяйственной полки не будет
Что это значит? На заседании были предложены два возможных варианта режима работы Волгоградского гидроузла.
Первый вариант: без выполнения рыбохозяйственной “полки”, с постепенным уходом с максимальных расходов 25000 куб. м/с на меженные 5000 куб. м/с к 22 мая;
Второй вариант: выполнение рыбохозяйственной “полки” расходами 14000 куб. м/с (с 13 по 20 мая), далее снижение до меженных расходов 5000 куб. м/с к 29 мая.
По итогам состоявшегося обсуждения, с учетом прогнозируемого низкого притока воды в водохранилища Волжско-Камского бассейна в мае и II квартале текущего года, в целях предотвращения глубокой сработки Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ, сохранения водных ресурсов на последующий летний период большинством голосов был поддержан первый вариант графика спецпопуска.
Это означает, что вода “стоять” не будет, а начнёт уходить, икра, что отложена на мелководьях нерестилищ, попросту высохнет, а малёк, который успел вылупиться, в лучшем случае окажется в холодной воде рек и проток и выживаемость его будет минимальной, в худшем – он останется в отшнурованных водоёмах, где погибнет.
В Ахтубинском районе уровень воды начал падать уже в праздники, в районе Замьян вода ещё в понедельник стояла на одном уровне, на широте Оля прибывала. Каждый день до падения уровня сейчас буквально на вес золота – он увеличивает шансы на то, чтобы из икры успела вылупиться личинка. Правда, ещё много рыбы идёт с моря и она не успела отложить икру. Где она это сделает, если вода начнёт уходить, большой вопрос.

Где вода?
Судя по информации, приходящей с волжских берегов, ситуация с водой действительно катастрофическая – её, несмотря на большие запасы снега, просто нет. Уровень воды в Куйбышевском водохранилище упал до критических отметок, лодки на лодочных станциях оказались на земле, рыба – в отшнурованных лужах, а икра – на траве. Сюжеты об этом прошли на центральных каналах и их можно найти в интернете.
Чиновники и члены МОГ ссылаются на прогнозы Росгидромета и принимают решения, исходя из них. Росгидромет в начале марта обещал обильное половодье, а в мае кардинально поменял позицию. Получается, что виноватых нет и колоссальный ущерб, который несут природа и рыбные запасы, причём не первый год, предъявить некому. Но это только на первый взгляд.

Много лет я общался с ныне покойным Дамиром Катуниным, старейшим и без преувеличения авторитетнейшим учёным, отдавшим более пятидесяти лет работе в КаспНИРхе. Его прогнозы по объёмам половодья часто были точнее, чем у Росгидромета. В его распоряжении были колоссальный опыт, огромная база данных и умение эти данные аргументировано интерпретировать и учитывать при анализе и прогнозировании ситуации на годы вперёд.
Поэтому его мнение в вопросах экологии Нижней Волги и Северного Каспия заслуживает самого пристального внимания, правда, в последние годы к нему всё меньше и меньше прислушивались те, кто принимает решения.
Так вот, неоднократно он повторял, что проблемы в регулировании Волжским стоком в первую очередь связаны с некачественным прогнозом приточности, а это прерогатива Росгидромета. Причём, по его словам, качество прогноза заметно упало после 2005 года, а произошло это потому, что на всей территории бассейна Волги были сокращены гидропосты и сотрудники, на них работающие.

Дело в том, что никакие спутники и компьютеры пока не могут собирать данные с мест о влажности почвы, глубине её промерзания и других параметрах, влияющих на таяние снега и приток воды в водохранилища. А без этих данных невозможен качественный прогноз.
Мнение Дамира Катунина многократно подтверждалось в последние годы. Вспомните 2017 год с его скомканным ради футбола паводком и неожиданным летним половодьем. Этот год не стал исключением.

Что делать?
На своих страницах в социальных сетях я обратился к нашим депутатам и врио губернатора с предложением, суть которого заключается в следующем.
Раз решение по сбросам воды принимается на основании прогнозов Росгидромета, то эта организация должна нести ответственность за принимаемые на основе их прогнозов решения, в том числе и финансовую.
Для того чтобы понимать цену этих решений и прогнозов, в Астраханской области должна быть создана комиссия из специалистов КаспНИРха, Астраханского заповедника, ВКТУ Росрыболовства и представителей общественности, которая на основе учётных данных может посчитать ущерб от неблагоприятных или катастрофических паводков. Во-первых, иски о возмещении ущерба можно предъявить, а во-вторых, необходимо просто понимать, что мы теряем или приобретаем. А то получается, что граждане за лишнего судака платят три тысячи с копейками, за воблу меньше 17 сантиметров – 250 рублей, а организации, из-за решений которых гибнет рыбы на миллионы, если не на миллиарды, отделываются лёгким испугом, да и того, по-моему, нет.

Автор:

Олег Сарана