Как менялись астраханские невесты

04.03.2019 20:00 Общество

Для нас платье невесты – это роскошный наряд. Но он стал таким только в последние 40 лет. Еще век назад платье было очень скромным. Причём его длина постепенно укорачивалась, дойдя к 70-м годам до модного мини, а фата и вовсе исчезла из обязательных атрибутов. Вошедшие в историю платья представлены в музее астраханского Дворца бракосочетания.

1940-е: нежность и простота
Музей ЗАГС создали ещё в 2010 году на цокольном этаже Дворца бракосочетания. Историю собирали по крупицам. Инициатор его создания, экс-руководитель службы ЗАГС по области Наталья Лапина, делала запрос в государственный исторический архив в Санкт-Петербурге об истории здания. С интернет-страницы службы обращалась к астраханцам с просьбой предоставить фотографии, документы и свадебную атрибутику прошлых лет о рождении, бракосочетании. Собирали и свадебные платья.
“Это платье старинное, ткань очень тонкая, её легко повредить, поэтому трогать запрещено”, – рассказывает посетителям, указывая на манекен, главный специалист службы ЗАГС по области Надежда Мазаева.
Полупрозрачное, длинное, летящее нежного кремового цвета платье 1939 года – первое в коллекции музея, его предоставила семья пожилых астраханцев Бондаренко. Рукава короткие, сшиты “воланчиком”, из украшений – кружево ручной работы по горловине и подолу в традициях того времени.

1950-е: цветы для счастья
Представленное в музее платье 1956 года – такое же прозрачное и кремовое, но длиной до середины икры, вместо кружев – воланы, несколько вытачек впереди – вот и все украшения.
“Как похоже на платье моей 80-летней бабушки! – делится воспоминаниями посетительница Наталья Беляева. – Бабушка выходила замуж в 1958 году. Только тут нет головного убора: тогда веночек из множества цветов из воска в церкви заказывали – для долгой счастливой жизни. Церковь не поощрялась, но люди верили. А фату делали из газового платочка – тонкой прозрачной ткани”.
“У нас на тепловозоремонтном заводе была своя теплица, где цветы даже зимой выращивали, – рассказывает другая посетительница, 66-летняя Елена Кругова, – поэтому все наши невесты были с букетами круглый год”. И была традиция – букет невесты, кроме новобрачной, никому нельзя трогать, даже дать кому-то подержать она его не могла. Иначе не ждать счастья будущей семье.

1970-е: на пути к мини
Платье 1966 года – длинное в пол, выполненное полностью в белом нежном кружеве, появилось в музее в 2016 году. Его принесла астраханка Елена Семенова. Это платье ее мамы – Лиды. “Мамы уже нет в живых, но рука не поднялась, выкинуть платье, и я решила подарить его музею Дворца бракосочетания. Буду сама время от времени приходить сюда и вспоминать…”, – рассказала астраханка.
Платье 1971 года – полупрозрачное, но тоже длинное, с воланами по горловине и спереди от груди до пола. К середине 70-х фасоны неожиданно усложнились: юбки стали более пышными, появилось подобие корсета.
А вот платье 1977 года снова поражает простотой. Короткое, выше колена, с запахом на груди. Вот и вся красота – ни рюшей, ни кружев, ни страз. Носить фату тоже стало не модным, её заменили шляпки, веночки или просто делали пышную прическу.
“Моя тётя в те годы выходила замуж после 30 лет и для невесты считалась уже “старушкой”, – вспоминает Наталья Беляева, – поэтому и фаты не было, и платье было обычным и коротким”.

1980-е: мечты принцессы
Проходит буквально пара лет, и свадебная мода меняется снова. Астраханка Светлана Дьякова передала в музей платье со своей свадьбы в сентябре 1983 года. Наряд, как у принцессы: рукава-буфы с оборками, на груди воланы, двойная пышная юбка до пола, обрамленная рюшами. На голове – веночек из воланов, к которому крепится длинная, до земли, фата.
На моду того времени повлияла свадьба принцессы Дианы: в 1981-м она вышла замуж за принца Чарльза. “Свадьбу показывали в документальной хронике советского ТВ, фотографии печатали в “Огоньке”, девушки засматривались на такую красоту”, – вспоминает посетительница музея, 60-летняя Наталья Тихонова.
На закате лет консервативного коммунизма в моде были шик и блеск: расшитые стразами и драгоценными камнями корсеты, глубокие декольте, многослойные юбки на обручах, на голову – короны. Уже не принцесса – королевна! Облик невесты того времени передает платье 1998 года
“Самое “юное” наше платье, – вспоминает экс-руководитель службы ЗАГС Наталья Лапина, – его передала наша сотрудница Ирина Калмыкова, это было платье её сестры”.

Сохранить историю
Украшают экспозицию музея ЗАГС куклы в нацио­нальных свадебных нарядах – русском, украинском, казахском, татарском, ногайском. Костюмы вручную шили сотрудницы ведомства.
В витринах можно увидеть документы разных лет: приглашения, свидетельства о регистрации, рождении, фотографии церемоний. Один из редчайших экспонатов – паспорт 1908 года на имя Андрея Филимонова из Красноярского уезда. Иметь паспорт сельчанину в те годы было роскошью. Паспорта почти не выдавали, так как с ним крестьяне могли переехать.
Удалось найти для музея дореволюционные метрические книги. До появления органов ЗАГС в 1918 году в них заносили данные о рождении, смерти, регистрации брака. Интересный факт: перед венчанием священник проводил так называемый брачный обыск – внимательно беседовал с женихом, невестой и свидетелями, чтобы убедиться в том, что брак не фиктивный.
А в советские годы молодоженам вручали моральный кодекс строителей коммунизма. Знаменитые афоризмы “Кто не работает, тот не ест”, “Человек человеку друг, товарищ, брат” – как раз оттуда.
“Мы хотели сохранить для будущих поколений частичку истории: о нашем замечательном Дворце бракосочетания, о свадебных традициях и обрядах, которые существовали на астраханской земле, о деятельности органов ЗАГС, – рассказывает инициатор музея Наталья Лапина. – Не нам судить, но надеюсь, что это удалось”.

Автор:

Наталья Коротченко. Фото автора.