“Новый шаг в развитии, сохраняя традиции”
В Астраханском государственном медицинском университете на следующей неделе состоятся выборы ректора.
Один из претендентов на пост руководителя вуза – доктор медицинских наук, профессор, профессор Российской академии наук, заведующий кафедрой судебной медицины, главный врач Александро-Мариинской областной клинической больницы Павел Джуваляков. Он уверен: необходимо придать новый импульс стратегии развития университета, сохраняя глубокие традиции и научно-клинические школы, созданные несколькими поколениями педагогов и научных работников.
Совместными усилиями университет и дальше будет гордо нести имя одного из лучших заведений высшей медицинской школы России. Подробности – в интервью с Павлом Джуваляковым
– Такое событие, как выборы ректора Астраханского ГМУ, совпало с еще одной знаковой датой – 100-летним юбилеем вуза, празднование которого состоялось в конце прошлого года. Вы его выпускник. Не могу не спросить – что для вас лично значит университет?
– Горжусь, что учился именно здесь. Наш университет имеет очень сильные традиции и богатую историю. При выборе профессии для меня не было вопроса о месте ее получения. Безоговорочно это был наш медицинский институт, и очень многие мои однокурсники, приехавшие на обучение из других регионов, признавали его высокий авторитет. Атмосфера наставничества, поддержки студентов в становлении не только как врачей, но и как личностей всегда была присуща нашим учителям. Сплоченность студенческого братства и внимательное отношение профессорско-преподавательского состава делали из нас настоящих врачей, и медицина становилась нашим призванием. Нам прививали интерес к теоретическим наукам такие авторитетные педагоги и ученые, как А.Н. Бекчанов, Р.И. Асфандияров, сегодня продолжают эти традиции И.Н. Полунин, С.А. Зурнаджан, Д.М. Никулина и другие профессора, а когда пришло время учиться в клинике у постели больного, передавали нам свои навыки и учили “лечить не болезнь, а больного” такие светила, как В.Г. Вальтер, П.П. Прошина, в настоящее время свой клинический опыт передают молодежи В.М. Мирошников, В.А. Зурнаджьянц, Ю.В. Кучин, Д.Г. Мустафин, В.В. Белопасов и многие другие профессора. Участие в общественной и творческой деятельности академии, работе студенческих научных кружков, спортивной жизни вуза бесспорно повлияло на формирование моей активной жизненной позиции и научной деятельности. У меня есть друзья, с которыми я вместе со времен студенчества. Горжусь alma mater, радуюсь ее успехам.
Я признателен университету за то, что сложился как специалист и, надеюсь, состоялся как профессионал.
Трудно переоценить значимость 100-летнего периода развития высшего медицинского образования в Астрахани – можно сказать, исторического периода работы Астраханского медицинского института, академии и университета в Астраханской области. Профессорско-преподавательский состав и другие сотрудники вуза, работавшие и работающие в нем в течение века, внесли значительный вклад в развитие здравоохранения на региональном и федеральном уровнях путем подготовки высококвалифицированных врачей, формировании научных и клинических школ, известных не только в Советском Союзе, Российской Федерации, но и на международном уровне, тем самым налаживая межгосударственные связи Астраханской области, и сыграли огромную роль в гуманитарном развитии региона, являясь яркими представителями творческой интеллигенции. Наш университет и сегодня остается оплотом продуктивной медицинской мысли и должен являться консолидирующей структурой для всего медицинского сообщества независимо от воздействия каких-либо внешних факторов, а также стать драйвером развития медицинской науки, технологий и практики в регионе.
– Что для вас стало определяющим в принятии решения выдвинуть свою кандидатуру на пост ректора?
– Каждый из нас формировался под влиянием своих учителей, продолжает развиваться в современных условиях. Более 20 лет я работаю, совмещая педагогическую деятельность, науку и практику. Я живу одновременно жизнью университета как ассистент кафедры, доцент и заведующий, и как организатор здравоохранения – первый заместитель начальника департамента здравоохранения, министр, главный врач. Я знаю, какие специалисты необходимы сегодня практическому здравоохранению. Ведь время не стоит на месте, появляются новые вызовы, новые задачи, которые решать надо тоже по-новому. При этом по-новому – это вовсе не значит – разрушив старое. Собрав лучшие традиции нашей астраханской медицинской школы, сохранив и преумножив потенциал вуза, вдохнув новые идеи, мы сможем соответствовать требованиям времени.
Сегодня очень важно, чтобы наш астраханский медицинский университет в результате очередных реформ не попал под тенденцию потери своей самостоятельности и присоединения к другому, более мощному по формальным показателям вузу. Так как он является одним из старейших и авторитетных медицинских вузов в стране, этого допустить нельзя, и я готов приложить все усилия, чтобы отстоять самостоятельность университета.
Значимость вуза во многом связана с решением совместных задач с региональным здравоохранением, и я иду на выборы ректора при поддержке врио губернатора Астраханской области Сергея Петровича Морозова, который направил соответствующее письмо в аттестационную комиссию министерства здравоохранения РФ.
Опыт работы университетских клиник, развернутых сегодня на базе региональных учреждений здравоохранения, на примере Александро-Мариинской больницы был продемонстрирован председателю думы Астраханской области И.А. Мартынову и членам комитета по здравоохранению и социальному развитию региональной думы. Игорем Александровичем была выражена поддержка в мой адрес на выборах ректора медицинского университета.
Кроме того, есть совместные проекты и направления взаимодействия в области науки и инноваций с Астраханским государственным университетом, Астраханским государственным техническим университетом, в связи с чем моя кандидатура также была поддержана советом ректоров региона.
– С какой программой вы идете на выборы ректора?
– Девиз моей предвыборной программы – “Новый шаг в развитии, сохраняя традиции”. В октябре 2018 года на заседании аттестационной комиссии министерства здравоохранения России были заслушаны планы развития вуза каждого кандидата на должность ректора, и все кандидаты, утвержденные ученым советом вуза, были допущены до участия в выборах, что свидетельствует о равнозначной поддержке минздравом России всех кандидатов. Затем я осветил основные направления своей программы в начале агитационной компании. Я провел встречи с коллективом каждой из шестидесяти восьми кафедр вуза, и мне стали более детально понятны общие проблемы вуза и проблемы каждой кафедры в отдельности. Эти встречи позволили сформировать большой объем предложений для дальнейшего их решения. Зафиксировано более ста вопросов, которые характерны для большинства кафедр, и более трехсот локальных. Фактически я принимаю эти вопросы как “наказы” для дальнейшей их реализации. И в перспективе считаю, что ректору необходимо периодически проводить встречи с коллективами каждой кафедры, для того чтобы “сверять часы” в развитии вуза в целом, зависящем от каждой кафедры и структурного подразделения в отдельности. Уверен, главное для университета – это его коллектив. Необходимо уделить большое внимание сохранению кадрового состава, профессоров, преподавателей, отдавших нашему вузу свои знания и опыт. Только надо двигаться вперед, добавив новые инструменты. Это касается организации научной деятельности, учебного процесса, инноваций, освоения студентами практического опыта. Считаю, что необходимо сохранение существующей структуры университета и придание нового импульса развития путем создания новых подразделений, которые, используя возможности молодых специалистов в области инноваций, IT-технологий, симуляционных методов обучения, международной деятельности, позволят вывести университет на следующий этап развития. Например, в сфере международного взаимодействия Астраханский медицинский университет является одним из лидеров среди всех медицинских вузов в стране. Это направление развивается под руководством и при непосредственном участии ректора, профессора Х.М. Галимзянова. В случае моей победы на выборах, думаю, Халил Мингалиевич согласится в качестве президента продолжить в том числе и эту авторитетную для университета работу. Кроме этого, необходимо создать очень важный для развития вуза институт, который позволит использовать и передавать руководству университета, сотрудникам и обучающимся накопленный опыт педагогической, практической, научной, воспитательной и административной работы – “Совет старейшин университета”. В его состав войдут опытные, авторитетные, имеющие большой стаж научно-педагогические работники. Кроме этого, необходимо создание попечительского совета вуза. Такой опыт есть в медицинских вузах других регионов, и он будет использован в нашем университете.
Цель программы – сохранение и развитие традиций университета на основе совершенствования медицинского и фармацевтического образования, кадровой политики, материально-технической базы, системы управления, накопления и внедрения опыта научно-клинических и педагогических школ, интеграции фундаментальных и прикладных медико-биологических научных исследований.
Например, будет реализован проект по созданию собственных университетских клиник с возможностями образовательного и научно-исследовательского процесса. Для реализации этого проекта есть предложения по использованию конкретных зданий, которые находятся в федеральной и региональной собственности. Достигнуты договоренности об использовании этих объектов для целей университета, в 2019 году будет подготовлена необходимая проектно-сметная документация для включения в 2020 году в федеральную программу по реконструкции и созданию лечебных подразделений университета. Это один из механизмов повышения престижа должностей преподавателей. Сегодня благодаря взаимодействию университета и министерства здравоохранения региона созданы три университетские клиники на базе Александро-Мариинской областной клинической больницы, областной детской клинической больницы и медико-санитарной части Газпрома. Такой подход показал себя эффективным как для педагогического, так и для лечебного процесса. Это важно и для студентов – организация волонтерства среди студентов первых курсов для помощи в работе ведущих клиник с целью профессиональной ориентации по выбору медицинских специальностей. Такие же подходы будут реализованы для создания института экспериментальной медицины, который позволит значительно повысить возможности для научных изысканий профессорско-преподавательским составом университета. В нем будут созданы лабораторные подразделения, операционные, виварий и другие необходимые структуры. Это позволит сконцентрировать ресурсы для оптимального использования в развитии науки сотрудниками многих кафедр. В конце 2018 года в рамках заседания профессоров РАН, посвященного развитию университетской науки, мной достигнута договоренность о поддержке научных направлений для начала финансирования, реализуемых в нашем университете со стороны медицинского отделения РАН, начиная с 2019 года.
Важно развитие студенческой и молодежной науки, студенческих научных кружков с последующим закреплением лучших студентов на должностях преподавателей, повышение привлекательности этих должностей.
Еще одна актуальная тема – развитие материально-технической базы вуза, направленной на улучшение бытовых условий обучающихся, создание новых учебных корпусов, расширение возможностей для занятий спортом, культурно-массовой работы, реализации творческого потенциала студентов и преподавателей. Создание современного спортивного центра университета на территории студенческого лагеря университета. Решение задачи строительства дополнительных площадей общежитий с современными бытовыми условиями, строительство дома для сотрудников университета с дальнейшим предоставлением служебного жилья. Процесс подготовки необходимой проектно-сметной документации также будет начат в 2019 году для включения в федеральные программы начиная с 2020 года. Очень важным вопросом является увеличение уровня заработной платы сотрудников университета. С учетом роста показателя дохода от трудовой деятельности в регионе необходимо увеличить темп роста заработной платы коллектива. Для этого будут привлечены дополнительные средства из всех источников финансирования и внутренних резервов учреждения. Без решения этой задачи невозможно сформировать мотивацию для привлечения в вуз молодых специалистов и сохранить работающих педагогов и сотрудников университета.
Программа является тем инструментом, которая позволит сотрудникам университета поддержать кандидата, имеющего ясное представление о стратегическом развитии университета, управленческий опыт, результаты своей деятельности, выражающиеся в конкретных показателях, поддержку органов власти и совета ректоров вузов Астраханской области.
– Во время вашего пребывания на посту министра было уже сделано немало для сближения науки и практики.
– Для меня важен принцип – наука неотделима от практики, и для их сближения в последнее время в нашем регионе было сделано немало. Большинство сотрудников кафедр университета являются практикующими врачами, и наоборот, наши лучшие доктора преподают студентам, что и дает нам возможность получить квалифицированные кадры. Сегодня на базе 40 лечебных учреждений региона расположены клинические кафедры астраханского медицинского университета. Одним из первых моих решений на посту министра здравоохранения региона было решение о возможности работы по совместительству преподавателям в тех лечебных учреждениях, на базе которых расположены профильные кафедры. Сегодня наш опыт закреплен в федеральном законодательстве. В рамках соглашения вуза с правительством Астраханской области выделены необходимые учебные комнаты и кабинеты для профессорско-преподавательского состава, медицинские организации проводят ремонт кафедральных помещений, совместно с университетом оснащают мебелью и медицинским оборудованием.
Проведено большое количество научно-практических конференций, в том числе с участием руководителей национальных медицинских центров в таких областях медицины, как онкология, кардиохирургия, колопроктология, оториноларингология и других.
Вместе с университетом нами были открыты два профильных медицинских класса в школах Астрахани для подготовки школьников к принятию осознанного выбора профессии врача и более глубокого освоения медико-биологических дисциплин.
Между министерством здравоохранения и университетом было подписано соглашение о совместных направлениях работы, создана постоянно действующая рабочая группа. Это важный шаг для определения роли и механизмов влияния медицинской науки на развитие регионального здравоохранения. Среди них – новые возможности в обучении студентов, повышение квалификации медицинских работников и развитие системы непрерывного медицинского образования.
Эта работа ведется на протяжении последних лет, и мы понимаем, что без интеграции всех структур, заинтересованных в развитии регионального здравоохранения, в том числе и нашей alma mater, невозможно выполнить стратегические задачи, поставленные в указах президента Российской Федерации и национальных проектах по здравоохранению и демографии. Над этим нам и предстоит работать.