Кого, как и за что задерживали вчера на площади Ленина
Подробности так и не состоявшего несанкционированного митинга в Астрахани в поддержку Навального
21 апреля центр города был наводнен полицейскими и спецмашинами, а во второй половине дня уже начали оцеплять площадь Ленина. Силовики готовились к возможной несанкционированной акции в поддержку Алексея Навального. Ближе к вечеру относительно полупустая для этого часа площадь стала понемногу заполняться людьми. Преимущественно в форме и штатском.
Территория практически была полностью блокирована. По периметру расставлены сотрудники полиции. На входе у ограждений правоохранители спрашивали у желающих попасть на площадь цель нахождения там, кого-то просили предъявить документы и сумки и рюкзаки для досмотра. У нас тоже спросили.
«Отдаете себе отчет, что можете быть тоже задержанными, если здесь пройдет незаконная акция?», – задал вопрос один из правоохранителей.
Отдаем, работа такая. Хотя вроде все требования Роскомнадзора к журналистам, освещающим подобные «мероприятия» были нами соблюдены.
В начале седьмого вечера картина становилась напряжно сюрреалистической: на площади на одних лавочках сидели люди в штатском, на других — праздная вроде бы публика все больше из молодых людей студенческого возраста. Кто-то совершал променад, кто-то выгуливал собак. Никаких сбиваний в кучки «по интересам». И все это под оцеплением полицейских на фоне подъехавших автозаков.
На себе испытали неприятный провокационный момент. Подсела дама где-то под 30. «А вы на акцию пришли?» – с веселой непосредственностью спросила она. «Странно, что не начинают. В других городах уже вовсю все идет, а у нас как-то...», – доверительно и уперто раскручивала нас назойливая случайная собеседница. «У нас здесь завтрак на траве», – пытались отшутится мы, красноречиво выпячивая редакционный бейджик. Дама сразу исчезла. Потом мы видели ее в группе, скажем так, очень близкой к людям в штатском.
Многие из прохожих, действительно, не понимали, что происходит, почему площадь оцеплена. Многие были напуганы. Один пенсионер недоумевал абсолютно искренне. Даже позвонил дочке и показывал ее происходящее по видеозвонку.
«От кого нас здесь защищают? Это зачем столько полиции пригнали? Боятся кого?» – задал он нам вопрос, впрочем, не без хитринки.
Крайне небольшое число подростков (насчитали не более пяти-шести) находили ситуацию забавной. Смело селфились на фоне автозаков, полицейских машин и самих сотрудников полиции. Диссонансом смотрелись молодожены, приехавшие пофоткаться на площадь. Так и фотографировались — невеста в белом и жених при параде в этой совершенно неуютной «фан-зоне».
Ближе к семи почувствовался некоторый оживляж. Немногочисленные прогуливавшиеся — от силы человек 15-20 стали подтягиваться к памятнику Ильичу. На противоположной стороне улицы появился первый «человек-плакат». Девушка держала картон бумаги с надписью «Ворон я не боюсь и вы не бойтесь». Через несколько минут она переместилась к памятнику. Где и была задержана, отведена в полицейскую машину, на которой и отправилась в полицейский участок.
К этому времени уже начались первые задержания. Правда, перед ними полицейские в мегафон потребовали от граждан разойтись, предупредив, что участие в несанкционированном митинге грозит административными наказаниями.
Один парень лет 20-22, которого уже сажали в машину, успел позвонить маме, сказать, что везут в отделение. «Передай полицейскому трубку», - сказала по громкой связи мама. «Ни с кем я не буду разговаривать», - отрезал тот. Парня с другим молодым человеком увезли.
Еще эпизод. Студент расположился около фонтана с книжкой. Вроде как абстрагировался от площадного шума. К нему вплотную подошли сразу несколько сотрудников полиции, поинтересовались что он тут делает. Тот попросил отойти от него на 40 сантиметров. Мол, страдает клаустрофобией и не переносит такого плотного кольца. А здесь он с целью чтения книги и никакого отношения ко всему что происходит, не имеет. Молодому человеку настоятельно посоветовали уйти, иначе его задержат. Совету парень внял.
Обстановка не то, чтобы накалялась, но становилась напряженнее. Со стороны силовиков прозвучала команда: «Разбивать толпу», хотя и толпы-то никакой не было. Прозвучало слово «ориентировка». Как мы поняли, полицейские стали выхватывать граждан по фотороботам, как прежних участников несанкционированных зимних акций. Таким образом были задержаны еще несколько человек. В их числе, скорее всего, оказался и парень, которого пытались отбить собравшиеся. «А за что вы его забираете? Что он сделал?», – спрашивали у росгвардейцев, выросших будто из ниоткуда рядом с молодым человеком. До этого у него проверяли документы и сравнивали с ориентировкой.
Люди спрашивали, почему они не могут находится там, где хотят, спокойно гулять по площади, тем более, что ничего противоправного они не совершают. «Где вы видите здесь митинг?» – задавали они вопрос правоохранителям. И в самом деле, ни одного призыва, никаких речей не звучало. Был только одиночный пикет.
Другую женщину, которая, как она объяснила, просто проходила мимо, тоже пытались задержать. «Я что вам сделала? Все видели, я только подошла. Я что не могу остановиться в своем городе? Я вообще иду домой, меня внуки ждут», – возмущалась она. В итоге она ушла.
В восемь часов на площади кроме силовиков и журналистов практически никого не осталось. Последними распустили цепь из сотрудников ДПС. Особо охраняемая в этот день территория опустела.
По нашим подсчетам всего было задержано порядка 10-12 человек. Обошлось без жестких.