Расстреляли, а жену сослали на рудник. Судьба и смерть известного архитектора Николая Миловидова 

Последний адрес Николая Миловидова 

14.06.2021 18:00 Общество

В рамках проекта “Последний адрес” на стене дома на ул. Калинина, 12, разместили мемориальную доску в память об архитекторе Николае Николаевиче Миловидове. Из этого дома его забрали в феврале 1938 года по обвинению в шпионаже, а 27 июля – расстреляли.

На родину жены, в Астрахань

Николай Миловидов оказался одним из многих сотрудников – преподавателей астраханского рыбного института, репрессированных в том году по подобным обвинениям. 

Николай Миловидов

Благодаря краеведу Александру Сергеевичу Маркову имя Миловидова вновь оказалось на слуху у астраханцев, поскольку в своих публикациях он напомнил всем о заслугах этого выдающегося человека.
Итак, в 1877 году в городе Семипалатинске в семье военного врача родился сын Николай. Из-за постоянных переводов отца-военнослужащего мальчик часто менял учебные заведения, поэтому обучение он завершал уже в Новозыбковском реальном училище, а затем поступил в Санкт-Петербургский институт военных инженеров.
В 1904 году юноша окончил курс и получил свой первый важный проект: инженерную разработку доходного дома, проект которого создал уже знаменитый тогда архитектор шведского происхождения Федор Лидваль. Сотрудничество с этим мастером сказалось и на последующем творчестве Николая Миловидова. 
В Петербурге Николай познакомился и со своей женой – Марией Ниловной Соколовой, родившейся в 1884 году в Астрахани и получившей диплом учительницы французского языка. Необычно, но она тоже была дочерью врача. Как и для многих астраханцев, климат северной столицы для Марии Ниловны оказался неприемлемым, так что пришлось молодой паре перебираться на жительство на юг – в Астрахань.

По проекту Николая Миловидова

Интересно, что и в Астрахани продолжится сотрудничество Миловидова с Лидвалем. Известное всем астраханцам здание бывшего Азовско-Донского банка (ныне – Театр кукол) они снова создавали вместе. Миловидов получил должность инженера-архитектора в Астраханском губернском правлении и с тех пор становится автором многих знаковых архитектурных проектов в городе, удачно встроившись в ряд других значительных мастеров – Карягина, Вальдовского-Варганека, Вейзена...
Николай Миловидов разработал проект дома на углу нынешних улиц Ленина и Коммунистической, в котором проживал художник-педагог Павел Власов (не сохранился). Создал проект деревянного здания яхт-клуба на Стрелке. По его проекту построили здание городского водопровода.

Частично сохранилось оригинальное – в стиле модерн –здание, принадлежавшее оранжерее Нюнина на ул.Свердлова. 

Здание,  когда-то принадлежавшее оранжерее Нюнина

Уцелела водонапорная башня на Трусовской стороне, расположенная на правом берегу Волги и хорошо видимая с городского берега. По паспорту памятника, это – “ансамбль водонапорной башни и примыкающей к ней насосной станции” на ул. Оленегорская, 16, 18. Построена по проекту Николая Миловидова в 1910-1911 гг. на территории казачьей станицы Атаманская. Сегодня она – “водонапорная башня Правобережных очистных сооружений водопровода-1”. Высота башни – 32 метра, емкость бака – 1000 кубометров. При осмотре башни видно, что по сторонам окон ее верхнего яруса размещены пары лепных украшений-маскаронов в виде лиц антропоморфных существ со свирепым выражением, нахмуренными бровями и оскаленными ртами. 
Разрабатывал Миловидов и проект реконструкции необычной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, что стояла раньше на ул. Эспланадной. Архитектура ее напоминала буддийскую пагоду. Эскизы Миловидова сохранились в фондах Астраханского музея-заповедника. Сам проект, увы, так и не был реализован, а церковь снесли.

Ансамбль водонапорной башни и примыкающей к ней насосной станции

Здание первых советских пятилеток

После революции перед архитекторами были поставлены новые цели и задачи. Теперь требовалось создавать общественные здания, рабочие клубы, корпуса учебных заведений и заводов. Тут и пригодилось увлечение Миловидова стилями модерн и конструктивизм, и он смог создать свой, особенный, стиль на их пересечении. Что для него характерно? Необычные, смелые, сложные формы строений, использование витражей и мозаик из самых разных материалов (например, из целых бутылок!), имитация дикого камня с помощью формованного бетона.

Знаменитый "Дом с бутылками"

Именно в этом стиле архитектор создал проект застройки кварталов судостроительно-судоремонтного завода имени III Интернационала и зданий городка рабочих судоверфи имени Кирова. Его руку можно узнать в фасадах автодорожного техникума и главного корпуса АГТУ (рыбвтуза), в Доме профессуры на территории студгородка того же АГТУ и знаменитого “Дома с бутылками” на ул. Эспланадная, 36. В музее-заповеднике сохранились уникальные фотографии, на которых запечатлена стройка этого необычного жилого дома (его официальное название – Здание первых советских пятилеток). 
Миловидов же руководил большими работами по реконструкции 17-й пристани и прилегающего к ней парка. В 1930-х годах Миловидов заведовал архитектурно-проектной мастерской при Астраханском городском Совете и преподавал в строительной школе. Успел реализовать проект бассейна на Стрелке (известен горожанам как “Спартак”). В 1930 году был принят на работу в Рыбвтуз. 

Место погребения неизвестно

Жена архитектора работала библиотекарем городской центральной библиотеки, у пары родились дочери Варвара и Людмила. Казалось бы, все складывалось удачно.
Но в 1938 году Николай Николаевич был арестован и обвинен в шпионаже. Военной коллегией Верховного суда ССО 27 июля 1938 года он был приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян как враг народа. Место его погребения неизвестно. 28 июля была арестована его жена, ее сослали в Казахстан, на рудник Актал. Ссылку ей удалось пережить. В 1957 году супругов Миловидовых реабилитировали. 

Что подарила дочь архитектора краеведу Александру Маркову 

С семьей Миловидовых связана история одного важного для Астрахани письменного памятника – “Ключаревской летописи”, созданной в первые три десятка лет XIX века. А.С. Марков сообщал, что до публикации летописи в 1887 году (в Астрахани, в “Типографии Губернского правления”) материал ее изучался по рукописным спискам, которые, как считалось до 1984 года, не сохранились. Однако в этот год Варвара Миловидова, дочь архитектора Николая Миловидова, привезла краеведу в подарок рукописную “Ключаревскую летопись”, хранившуюся у нее в Москве.

Автор:

Радмила Таркова.