Рыбу раздавит льдами из-за маловодья в Астраханской области - ученый
По раскатам и Каспию можно ходить пешком
Маловодье на Волге и на севере Каспия, похоже, старается побить рекорды прошлого столетия. Старожилы утверждают, что не припомнят такого, чтобы воды на раскатах было по щиколотку. На взморье в районе Лагани местные жители рассказывают, что там, где раньше была вода, можно ходить пешком. «Никогда не думали, что будем ездить по Каспию», - говорят они. Обмелели реки и в самой Астрахани.
Специалисты КаспНИРХа объясняют маловодье двумя причинами. Первая — сезонная, связана со сгонно-нагонными явлениями. Вторая причина кроется в недостаточных сбросах воды. Сейчас они упали до минимальных значений.
Ситуация с обмелением рек, падением уровня Каспия будет только усугубляться. Такой неутешительный прогноз дает доктор географических наук профессор Петр Бухарицин. Ученый более 40 лет занимается исследованием экологических проблем дельты Волги и Каспия.
Все эти процессы негативно сказываются на всех отраслях хозяйства региона. По словам Петра Бухарицина, сегодня ситуация с уровнем Северного Каспия близка к той, которая возникла в 1977 году. Тогда уровень моря упал до критических значений — средний минимальный уровень составлял минус 29. Падение было связано с эпохой маловодья в бассейне Волги. Сейчас он превысил отметку в минус 28. «Повторяющиеся маловодные годы привели к тому, что уровень Каспийского моря на протяжении многих лет понижается. В результате образовался так называемый порог: уровень в реке стал выше уровня моря. Поэтому вода в него быстрее уходит. Свою отрицательную роль играют малые сбросы», - прокомментировал ситуацию ученый.
Он признался, что с замиранием сердца ждет, когда ударят морозы. «На мелководьях появится лед, и рыбу просто придавит льдом ко дну и она погибнет. Такое уже было в 70-е годы. Надо тоже быть к этому готовым», - говорит профессор.
Бухарицин считает, что единственный выход в этой ситуации, хотя и не дающий 100-процентного результата, - давать больше воды.
«По крайней мере для рыбаков каждая капля воды — это помощь. Они смогут хоть частично выбрать свои квоты. Но это требует серьезного разговора с энергетиками. Думаю, что соответствующие профильные комиссии этим занимаются в настоящее время», - прокомментировал он ситуацию с маловодьем.