Жильцов освободили от ответственности за засорение газовых счетчиков

Такое решение принял Верховный суд России

10.02.2022 15:00 Общество
Суд поддержал иск потребителя Е. Зимней

Интересное дело рассматривал недавно Верховный суд России (ВС РФ). В спорной ситуации оказался орловчанин Алексей Калугин. В ходе проверки газового оборудования в его частном доме представители ООО «Газпром межрегионгаз Орел» обнаружили, что счетчик «не крутится» – не реагирует на минимальный расход газа. Расценив такое потребление как безучетное, поставщик выставил клиенту счет на оплату ресурса по нормативу – 66,7 тысячи рублей за четыре месяца, прошедших со дня предыдущей ревизии. Потом без предварительного согласования и в отсутствие владельца дома и членов его семьи работники ООО «Газпром межрегионгаз Орел» самовольно проникли на территорию участка и обрезали трубу.

Чтобы восстановить газоснабжение, Алексей Калугин вынужден был погасить долг, а также оплатить обрезание трубы и новое подключение, после чего предъявил иск о возврате этой суммы и возмещении ущерба. По утверждению потребителя, счетчик был надлежащим образом поверен и опломбирован.

Назначенная судом экспертиза установила, что причиной неисправности стало засорение прибора учета мелкой смесью пыли, окалины и абразивного материала, попавшего в счетчик в составе газа. Не установив вины истца, служители Фемиды признали действия ООО «Газпром межрегионгаз Орел» по приостановлению газоснабжения жилого помещения и последующему перерасчету потребленного газа незаконными, взыскав в пользу потребителя все вынужденные расходы, а также компенсацию морального вреда и штраф.

Однако апелляционная коллегия пришла к другому выводу. Она указала, что утвержденные правительством России Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусматривают расчет объема по нормативу при возникновении неисправности прибора учета. Кроме того, именно на клиенте лежит обязанность следить за исправностью газового оборудования. Следовательно, посчитал суд, причина неисправности прибора учета — умышленно или неумышленно он был выведен из строя — в данном случае значения не имеет: потребитель обязан был сообщить газовикам, что счетчик сломался.

Апелляционный суд поддержала и кассационная инстанция. «Истец не проявил заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства по потреблению газа и его оплате, не сообщил поставщику газа о неисправности в работе прибора учета газа, не оплатил в установленный срок после предупреждения фактически поставленный коммунальный ресурс по нормативу потребления», – отмечается в определении кассационного суда.

Но Верховный суд, до которого дошел гражданин, признал такие выводы ошибочными. Ведь газовики не отрицали, что неисправность счетчика была вызвана примесями в составе подаваемого самим поставщиком газа. Эксперты также свидетельствовали, что в таком количестве загрязнения могли попасть в результате ремонтных работ на газовой магистрали – под давлением мусор постепенно перемещается по всей технологической трассе трубопровода и в конечном итоге попадает в счетчики потребителей. А подача газа надлежащего качества возложена на ООО «Газпром межрегионгаз Орел». 

По этой причине высшая инстанция отменила принятые в пользу компании решения и вернула дело в апелляцию. Выполняя эти замечания, Орловский областной суд поддержал иск потребителя, сообщает Агентство правовой информации.

Автор: