Каспий, радушие и ручная ворона. Как астраханцы съездили в отпуск в Дагестан
В начале сентября астраханцы поехали на отдых в Дагестан. Здесь автор, который разменял четвертый десяток, впервые увидел Каспийское море. Мы познакомились с очень хорошими людьми и крайне навязчивыми животными и птицами.
Базу отдыха на Каспийском море мы нашли в интернете. Так как сезон заканчивался, кормить нас обещали только 1,5 дня — 30 и 31 августа. Без питания база выходила 800 руб. в сутки за койко-место в домике 50 метров от моря. Нас уверяли, что на базе мы будем одни, все уехали. Но на пару дней в сентябре нас ждал сюрприз.
База отдыха, которую построили ещё в советское время, расположилась под Избербашем. Сюда мы добирались на поезде. С билетами чуть не произошёл конфуз — за неделю мы купили чуть ли не последние места. Особенно тяжело пришлось с обратными билетами. Здесь мы «урвали» места на троих в одном вагоне. Ещё бы промедлили — ехали бы в разных. Поезд туда-обратно вышел 3362 руб. на человека. Мы вернулись на последнем в этом сезоне поезде «Москва-Дербент» 8 сентября.
Куда-куда ехать?
12 часов на поезде от Астрахани — и мы в Избербаше. До базы мы вызвали такси. Молодой человек не понял, куда нужно ехать. Он звонил коллегам, никто не знал. В итоге по дороге мы дважды звонили сотрудникам базы. И доехали до неё только когда нам скинули геолокацию. Такси обошлось в 400 рублей. Несмотря на то что водитель намучился, блуждая в пути, он наотрез отказался от чаевых.
Увидев Каспийское море, автор потерял дар речи. Такая суровая красота, тишина и, главное, никакого интернета. Вай-фая на базе не было, мобильный интернет ловил кое-как. В итоге через 8 дней телефон, с которым общаешься чаще, чем с внутренним голосом, привык лежать разряженный в тумбочке.
Условия не фонтан
Условия на советской базе отдыха — не самые прекрасные. Многие из постояльцев, по словам управляющего, увидев домики на сваях с убранством пионерлагеря, туалеты в виде дырок в полу и холодный уличный душ, бежали с базы.
Мы же особого комфорта не искали. Тем более что дирекция дала нам всё необходимое. Воду из скважины, посуду, электрические плитку и чайник, даже дополнительные подушки.
О море, море, преданным скалам…
Да, эту песню Муслима Магомаева автор напевал часто. Конечно, советский певец пел о Каспийском море в своём родном Азербайджане.
Мы часто удивлялись местным, для которых Каспий — это само собой разумеющееся, красивый пейзаж. Мы же наглядеться на море не могли. Каспий был чистым, с небольшой примесью водорослей кое-где у берега. Вода была такой прозрачной, что мы видели, как плавают рыбы на глубине трёх метров. Некоторые мелкие рыбёшки вели себя странно и косяками плавали, высунувшись из воды. Мы переживали, что они будут добычей чаек.
На берегу не было традиционных песка и гальки, только ракушечник. Мелкие ракушки, целые и поломанные, усеивали всю береговую зону. Они были белыми, коричневыми, серыми, желтыми, сизыми, красноватыми. Как можно было не набрать с собой пакет? Судя по тому, как сточила их морская вода, им многие годы.
Кстати, о морской воде. В Каспийском море совершенно уникальный состав солей, поэтому кожу и волосы оно не сушит, а делает только лучше. Несколько месяцев автор использовал для кожи израильские средства ухода с солями Мёртвого моря. На море ухода не было никакого, а кожа стала ещё лучше.
Ну уйди, пожалуйста, умоляю!
На базе отдыха было много собак. Сначала мы страшно их шугались, памятуя об астраханских. Но потом поняли, что здесь живут собаки, как в нашем советском детстве. Добрые и милые. Собаки всегда ходили по базе с нами. Собаки гуляли с нами по холмам. Собаки лежали вместе с нами на пляже.
Собаки лезли гладиться. Собаки наглели и прыгали на нас. Собаки лезли языками нам в рот. Один пёс, которого автор назвал Боб, сокращенно от Бобик, ходил за мной, наступая на тапки. Из-за этого я часто спотыкалась. Мне хотелось сфоткать море, но там стоял Боб. Мне хотелось попить чая, глядя на море, но Боб лез мне в лицо.
В конце концов Боб был не единожды поруган и закидан ракушками и шишками. Он возвращался всё равно и смотрел со смесью обвинения и вины. Свой ужин он получал. Потом оказалось, что Боб, как и другие собаки, пришёл на базу от хозяина на холме. Их прикормили шашлыками отдыхающие.
Каркуша, кыш!
На базе мы встретили ручную ворону. Ей было 2 месяца, она была маленькой и до конца не оперившейся. Управляющий базой сказал, что они её нашли и выходили в июле. Каркуша была очень наглой и смешной вороной. Она прилетала на пляж и хватала клювом нас за купальники. Однажды она больно ущипнула автора за пятую точку. Наш коврик-пенку, пока мы купались в море, она проклевала насквозь и сделала в нём огромную дыру.
Однажды маленький мальчик забежал к нам в домик и сказал, что ему на голову сёл воробей. Это оказалась Каркуша. Испуганного ребёнка моя спутница отвела к родителям.
Когда мы завтракали на веранде домика с видом на море, Каркуша прилетала к нам и выпрашивала сыр. Мы боялись её закормить и давали немного.
Один раз моя спутница пошла в уличный душ после пляжа. Она наслаждалась прохладной водой в жаркий полдень. Тут она подняла глаза вверх и увидела, что на душе сидит ворона и пьёт. Вода из клюва полилась в лицо и рот астраханки.
Завтрак гречка, ужин гречка
Полтора дня нас кормили в столовой работники электромеханического завода. Да, база принадлежит именно ему. Девушки говорили между собой на аварском, как они устали за два месяца пахать на кухне и хотят обратно на завод в родной Кизляр. Дело в том, что летом они готовили на 200 человек.
Кормили нас хорошо, но тоже как-то по-советски и пионерски. Жирные супчики, мясо, салаты с майонезом и плюхи.
Мы же решили питаться более-менее правильно и попросили мужчин из дирекции отвезти нас в Избербаш за продуктами. По дороге мы много болтали про местные обычаи, арбузы, которые в Дагестан везут из Астрахани, и профиль Пушкина на холме.
Интересно, что местные девушки в зависимости от желания и отношения семьи выбирают, как им одеваться. Кто-то ходит в платке, кто-то нет. Кто-то ходит исключительно в черных платьях, кто-то в ярких. Кто-то в длинном платье, кто-то лишь прикрывает колени. Правда, в брюках мы женщин не видели.
Так и купаются многие дагестанки целиком в одежде, либо в длинном пляжном платье. Мы выбрали для поездки в Дагестан купальники поскромнее. Многих россиян пугают строгостью обычаев в республике. Но на нас абсолютно никто косо не посмотрел, все люди, наоборот, были очень радушными. Правда, с пляжа мы шли одетыми, несмотря на жару. На Черном море мы бы прошлись до домика в купальниках. Здесь же мы решили, что лучше проявить уважение.
Карим, который вёз нас в Избербаш, рассказал, что теперь традиции немного смягчились. И при желании русская девушка и дагестанский юноша и наоборот могут заключить брак. На платки также никто особенно внимание в городах не обращает. Вот в горных аулах, да, традиции сохранены в строгости. В том числе, например, там нельзя купить алкоголь. В городских супермаркетах его много.
По словам нашего провожатого, 90% арбузов в Дагестан везут из Астрахани. Здесь, конечно, тоже их выращивают. «Но зачем столько усилий прилагать, если у вас на бахче можно купить по 3 рубля за штуку?» - говорит Карим.
Так мы приобрели в Дагестане астраханскую дыню. Продавец сразу указала, откуда она. Мы почему-то были не рады в отличие от других покупателей.
Ещё на городском базаре мы купили персиков, помидоров, огурцов, зелени, домашних яиц и сыра. Усатый мужчина каким-то образом продал нам сушеную хурму. Она в итоге оказалась очень вкусная и прекрасно шла к чаю. Также мы взяли сырные лепешки, жаль, что не попробовали пироги чуду. Рыбы на рынке было море — кутум, лещ, бычок, лосось. Мы её не купили, так как условий для жарки рыбы не было. Наша электрическая плитка в силу возраста работала очень медленно.
Шашлык — это святое
Да, на базе у каждого домика стоял мангал. Нам он был ни к чему, но вот в выходные мы почувствовали запах шашлыка как никогда в жизни. Неожиданно на нашу практически пустую базу в первые выходные сентября приехали местные и заняли все домики. Приезжали в основном семьями, в том числе из Махачкалы. Оказывается, от неё сюда ехать всего час. Как рассказали приветливые дагестанцы, в Махачкале, да и в Избербаше, море не очень-то чистое. «В Махачкале есть свой женский пляж, но я плавать не умею, только захожу в воду. Вот 13-летняя дочка как рыба плещется», - рассказала нам соседка.
Автора поразило, как дружны семьи в Дагестане. Конечно, это очевидный факт. Но когда видишь своими глазами теплые отношения в семье, мужчин, которых дети не раздражают, они их водят гулять и мыть после пляжа, невольно удивляешься. Каждый занят делом. Мужчины жарят шашлык, женщины смотрят за детьми и заняты уборкой и готовкой. Люди не шумели, не ругались, а просто прекрасно проводили время.
В наш четырехкомнатный домик заселилась компания из пяти молодых мужчин. Они присели за стол на свежем воздухе и жарили шашлык. Мы решили, что спать нам этой ночью не дадут. Мужчины шутили, смеялись, слушали восточную музыку. Алкоголь они не пили и легли спать в 22.00. На автора это произвело глубочайшее впечатление.
Перелом на берегу
Утром в понедельник на базе снова не было никого. Здесь начались дожди и сильный ветер. Мы остались одни и мёрзли в домике. Хорошо, что домики стояли на сваях, под них затекла дождевая вода и образовала озеро. Волны у берега были очень опасные. Местные в такую погоду не купаются, много людей гибнет в Каспийском море.
Когда ветер немного стих, автор прошёлся по берегу. Свежий морской воздух наполнял лёгкие. Рядом с нами оказалась ещё одна советская заброшенная база, здесь был только сторож. Вслед за ней стояли несколько частных домов и один огромный красивый коттедж с красной крышей. На берегу не было ни души, только я с собаками. Кто-то из местных сколотил на берегу лавочку. Я сидела на ней и наблюдала, как бушует море.
Возвращаясь домой, автор неожиданно поскользнулся и упал со всей силы на камни. Оказывается, после дождя массивные камни у берега покрылись еле заметной скользкой пленкой из ила. Уже в Астрахани я узнала, что у меня перелом копчика. Предстоит долгое лечение и работа, сидя на ортопедической подушке. Предостерегаем наших читателей не повторять этот опыт.
Потоп в Избербаше
Отвез нас на вокзал директор базы. Такси в такую дождливую погоду к нам бы точно не приехало. Мужчина наотрез отказался взять тысячу рублей, которую мы предложили за долгую поездку по лужам.
Избербаш — это небольшой город с населением в 62 тысячи человек. Почти весь он состоит из частного сектора. Здесь очень хорошие дороги и много деревьев. Но ливнёвок мало, так же как и в Астрахани. Дождь буквально затопил городок. Таких луж даже у нас не встретишь. Когда мы приехали на вокзал и решили забежать в магазин, пришлось переплывать «море» глубиной до середины голени.
На поезд с нервами
Поезд из Дербента останавливается в Избербаше на 3 минуты. Пассажиры на перроне бегали к начальнику станции, чтобы узнать, где примерно остановится их вагон. Мы залезли удачно со всеми своими вещами.
На следующей станции Манас поезд стоял 2 минуты. И в наш вагон в панике вбежали 25 человек. Это оказался любительский ансамбль татарской песни из Ижевска. Они ездили в Дагестан на отдых, посмотрели Махачкалу, Сулакский каньон и другие достопримечательности.
Татарский ансамбль «Дуслык» был собран из пенсионеров. Самой старшей участнице было 92 года, самому молодому – 65. Чуть позже певцы устроили нашего вагону концерт под гармонь. Это было очень весело.
Из Дагестана, несмотря на дождь и перелом, мы уезжали с печалью. Эти восемь дней подарили нам много радости. И мы обязательно вернемся снова.