Как астраханцы покупают газеты на почте. По силам ли ей заменить одномоментно закрытые киоски?

24.06.2023 08:00 Общество
Е. Зимней

После того как во второй половине марта  в Астрахани одномоментно закрылись все газетные киоски, основную нагрузку по распространению местной периодической печати взяли на себя почтовые отделения. Журналисты «Комсомольца Каспия» и "КаспийИнфо" проехались по нескольким из них, чтобы узнать, как идет процесс замещения функций ушедших с улиц города торговых точек.

Количество подписчиков растёт
– Вашу газету разбирают с раннего утра, в день выхода. Даже очередь выстраивается, – порадовала нас заведующая почтовым отделением № 22 на ул. Н. Островского. – Вот остались два последних экземпляра «Комсомольца Каспия», а время сейчас 11:40. И это при том, что с апреля мы резко увеличили количество экземпляров «Комсомольца Каспия», которые берем для розничной продажи населению.

По словам руководителя этого отделения, объем реализации газет «Комсомолец Каспия» и «Астраханский пенсионер» в розницу у них увеличился в четыре-пять раз. Похожие цифры называли руководители всех почтовых отделений, которые мы посетили в этот день.
Наши собеседницы отмечали, что наряду с увеличением розничной торговли в самих почтовых отделениях у них ощутимо выросло число подписчиков и тех астраханцев, которые предпочитают покупать «КК» и «АП» непосредственно у почтальонов. 

– В наше отделение ходят люди, привыкшие приобретать газеты в киосках, но в основном из близлежащих домов. А те, кто живет далеко, предпочитают покупать у почтальонов, – поделилась своими наблюдениями заведующая почтовым отделением № 57. – Почтальоны их агитируют на подписку, но люди, следуя многолетней привычке, предпочитают оплачивать разовую доставку, как будто-то в киоске покупают.
Что тут говорить, для очень многих представителей старшего поколения поход за газетой был приятным ритуалом. Но ситуация изменилась, киоски закрылись, и с ними исчезла эта привычная часть жизненного уклада читателей. Хорошо, что на помощь им вовремя пришли работники почтовых отделений, которые стараются максимально заполнить газетный вакуум, возникший после обрушения газетно-киосковой сети. Они заслуженно рады росту покупателей и подписчиков.


Быстро, только «без сдачи»

Сегодня все почтовые отделения похожи на мини-маркеты. Здесь можно не только совершить все нужные почтовые операции, но также приобрести продукты и всякие другие хозяйственные мелочи. На фоне этого бакалейного изобилия газетные стойки не сразу бросаются в глаза, но в тех почтовых отделениях, где позволяют планировка и пространство, стойки красуются на видных местах, чувствуется, что руководители за этим следят. Только здесь встречается другая напасть – газеты выложены так, что не видны их названия. А в одном случае на газетной стопке «КК» красовался ценник 39 рублей, при цене реализации – 16 рублей. Как объяснила оператор почтового отделения, торопились разложить газеты и перепутали. Бывает.

В одном из отделений мы обнаружили очередь из трех человек, желающих купить «Комсомолец Каспия». На вопрос об очереди заведующая почтовым отделением развела руками и пояснила, что они не могут поставить отдельного человека на продажу газет. Но как только кто-то из сотрудниц освобождается, она сразу обслуживает пришедших за газетами. Слова заведующей быстро нашли подтверждение. Пока мы разговаривали, одна из операторов, закончив прием заказного письма, быстро вручила очередникам их экземпляры газет. 

Примерно такая же ситуация возникла в другом почтовом отделении, когда мы захотели купить свою газету. Оператор, которая, как выяснилось позже, была заведующей, обслуживала очередников и попросила нас немного подождать.

Меньше чем через минуту она быстро поднялась со стула и вручила нам газету, предварительно поставив лаконичное условие: «Без сдачи». Потом мы поговорили. В их отделении тоже заметно выросли реализация и подписка, что ее очень радует. Единственная проблема, тоже общая для всех, операторы продают газеты в промежутках между обслуживанием клиентов.

– Я много лет покупала «Комсомолец Каспия» и другие газеты в киоске возле дома, – поделилась с нами своими впечатлениями одна из посетительниц почтового отделения, пришедшая за газетой. – Киоск закрылся. Пришлось осваивать новый маршрут похода за газетой – в это почтовое отделение. Тут совершенно другие ощущения. В киоске и очередей не бывало, и с продавцом можно было поговорить. А здесь часто собирается очень много людей. Это же почта. Кто-то отправляет, кто-то получает, кто-то за пенсией... А главное – не всегда понятно, к кому из операторов обращаться. Еще похожу сюда немного, пока не надоест, а потом, наверное, подпишусь.

Лучший вариант – подписка

Относительные показатели выглядят эффектно, но часто маскируют реальную картину. Увеличение розничной продажи газет в 5 раз на деле может означать следующее: если раньше некое почтовое отделение продавало 10 газет (цифры реальные), то теперь – 50.  При двухразовом недельном выходе это будет 400 экземпляров одной газеты в месяц. Для сравнения: закрытый больше года назад газетный киоск на Больших Исадах в месяц продавал 800 экземпляров тиража только одной астраханской газеты.
При ощутимом росте розничных продаж, увеличении числа подписчиков и заинтересованности сотрудников почты почтовые отделения не смогут полностью заменить специализированные газетные киоски, потому что количество точек продаж сильно влияет на количество реализуемой продукции. Общедоступность печатных СМИ все равно остается под вопросом.

Вместе с киосками, до их закрытия, и почтовыми отделениями в Астрахани было немногим более 80 точек розничной продажи газет. Теперь остались только 40 почтовых отделений, для которых розничная реализация газет не основной вид деятельности. И хотя у всех руководителей посещенных нами почтовых отделений настрой очень оптимистичный, не стоит надеяться, что в скором времени можно ожидать того размаха розничной продажи местной прессы и ее доступности, какие были до закрытия киосков. В почтовых отделениях газеты раскупаются с утра, в день выхода.  Если вы придете на следующий день, не факт, что уйдете с газетой руках. Поэтому по итогам нашей поездки появилось ощущение, что все эти почтовые отделения уже достигли своего потолка в объемах распространения местной прессы. Вокруг них сформировался круг постоянных покупателей из близлежащих домов, которые целенаправленно идут за газетой на почту. А те, кто живет далеко от почтового отделения, из этого круга выпадают. Для них гарантией регулярного получения «Комсомольца Каспия», «Астраханского пенсионера» и других местных изданий остается только подписка. Потому что газетные киоски ушли из нашей жизни надолго.

Подписаться на газеты "Комсомолец Каспия" и "Астраханский пенсионер" можно онлайн

Автор:

Владимир ДОНЦОВ

Фото Елена Зимняя