«Да, девочки?». Премьера состоялась в астраханском драмтеатре
Тургенев известен как автор повестей и романов, но он является и драматургом. Иные постановщики ценят его не меньше, чем Чехова. Из созданных Тургеневым шести пьес наиболее востребована в российских и зарубежных театрах «Месяц в деревне». На прошлой неделе премьера этой пьесы состоялась в астраханском драмтеатре.
Ощущение радости и хулиганства
Режиссером выступил весьма признанный и многократно оцененный (номинант и лауреат разных престижных премий, в том числе знаменитой «Золотой Маски») режиссер и педагог ГИТИСа Анатолий Ледуховский. Его постановки, на первый взгляд легкие и естественные, не всегда сразу воспринимаются зрителями. Спектакли порой называют трудными, многослойными, смысл их может раскрыться не с первого просмотра. Ледуховский создал около ста спектаклей, ему есть что сказать. И давно воспринимает реакцию на них адекватно, заявляя: «Зрители иногда считывают другое, что ты не делал, а уж критики...». А уж кто хочет - тот и смотрит.
Поставили пьесу за полтора месяца, работа была очень большая. И, по мнению актера Павла Ондрина, давала «ощущение радости и хулиганства».
По словам Ледуховского, эта пьеса про то, как женщины в возрасте обращают внимание на 20-летних мальчиков. Прошедшие полтора столетия ничего не изменили в природе человеческой. Разве что женские возрастные критерии сдвинулись, в современном мире «зрелой» героине может быть уже не 30, а 40 или даже все 50.
Тургеневских девушек искать не стоит
На сцене минимум декораций. Эффект движения создается с помощью сценического круга и занавеса, на который проецируются разные картины. Близость природы (деревня, однако) передается звуками пения птиц, шелеста листьев и дождя, а также нарядами. Поскольку рядом озеро, действующие лица зачастую облачены в полосатые купальные костюмы. Художник Ютта Роттэ (ученица Ледуховского) рассказала, что об образах «тургеневских девушек» точно не думала, но старалась, чтобы всё было красиво и адекватно. Музыка современного английского композитора.
В спектакле заняты Александрина Мерецкая (Наталья Петровна, 29 лет), Игорь Вакулин (ему режиссер предложил аж две роли, мужа и соседа), Михаил Цепляев (их сын), Иван Быков (20-летний учитель сына), Дмитрий Карыгин (друг дома), Павел Ондрин (доктор), Наталья Фильчева (воспитанница Верочка и… соперница) и другие.
Играют отлично. Задача усложняется тем, что начинается действие обычно в глубине огромной сцены, потом исполнители перемещаются всё ближе и ближе к зрителям и, наконец, располагаются на подмостках, обращенных к залу, практически в партере. Восприятие публикой игры сдвигается на уровень малой сцены, едва ли не глаза в глаза. Тут и происходят разговоры между членами семьи, соседями, соперниками и соперницами. Главная героиня в монологах вообще часто обращается к зрителям, вернее, к зрительницам: «Да, девочки?». И с женщиной, разглядевшей в себе любовь и пытающейся разобраться, что с ней происходит, порой трудно не согласиться.
Следующий спектакль состоится 17 декабря.