Не слишком ли суров “лежачий полицейский”?
Искусственное препятствие, или, как его чаще называют в народе, “лежачий полицейский”, становится все более привычной деталью городского пейзажа. Словно грибы после дождя, они “вырастают” около школ и детских садов и просто в опасных местах. Часто инициаторами установки барьера, ограничивающего скорость проезжающих автомобилей, становятся жители соседних домов. А уж на придворовых дорогах самодельные “пороги” и вовсе без счета укладывают за скромное вознаграждение дорожные рабочие. Но так ли полезны и безвредны “лежачие полицейские”? Благие намерения “Автомобили, автомобили буквально все заполонили”, – пела забытая ныне поп-группа. Малолитражки и внедорожники, иномарки и продукты российского автопрома – четырехколесная популяция российских мегаполисов растет с каждым годом. Когда-то пределом мечтаний был один автомобиль на семью, теперь нормой стали два – каждому из супругов. Несмотря на курс доллара, который приводит к дороговизне как самих автомобилей, так и сервиса, и постоянно меняющийся (в сторону повышения) ценник на автозаправках, машин на улицах становится все больше и больше. Чтобы как-то упорядочить автомобильный трафик, заставить лихачей хоть немного соблюдать скоростные ограничения, помимо дорожных знаков, на которые зачастую и внимания не обращают, а также в связи с извечным недостатком реальных полицейских, стали применять “лежачих полицейских”. И надо сказать, искусственные неровности действительно эффективная мера, проигнорировать его, как красный сигнал светофора, не получится – мигом получишь удар по подвеске. Слишком хорошо – тоже нехорошо Но помимо несомненных плюсов, есть у “лежачих полицейских” и минусы. Мера порой оказывается слишком эффективной. Теоретически искусственные препятствия могут ограничивать скорость до 40, 30 и 20 км/ч, на практике встречаются в основном такие барьеры из асфальта, что их приходится буквально переползать – ну если нет желания менять стойки подвески, шаровые или лопнувшие рессоры. Соответственно, скорость потока снижается, возникают пробки. Многие жители городов жалуются на плохую экологию, на выбросы промышленных предприятий. Астраханцы уже несколько десятилетий привыкли говорить о выбросах на Аксарайском газоконденсатном заводе, о том, что дышим серой. Но одним из главных факторов загрязнения атмосферы городов являются выбросы автомобилей. И когда автомобиль подъезжает к искусственной неровности, водитель сперва сбрасывает скорость, двигатель работает на холостых оборотах, а затем вынужден “надавить на газ” – вредные выбросы возрастают. Как и расход топлива, кстати. Но особенно на “лежачих полицейских” жалуются сами водители. Постоянные торможения приводят к преждевременному износу тормозных колодок, удары об искусственные неровности заставляют ремонтировать подвеску. И если справедливость установки барьеров из резины признают даже самые заядлые автомобилисты, то полосы вздыбленного асфальта проклинают единодушно все водители. Ну разве что кроме наемных водителей, к примеру, бюджетных организаций – казенную машину не жалко. Если машина стоит на ремонте, водитель, как правило, получает небольшой отдых с сохранением зарплаты. Требования ГОСТа В общем, в борьбе с превышением скорости вождения во многих городах, и в Астрахани в частности, соответствующие структуры, наверное, уже перестарались. При этом зачастую нарушая правила установки искусственных неровностей. Так, согласно ГОСТу Р 52605-2006, вступившему в силу еще в 2008 году, высота “лежачего полицейского” не может превышать 7 сантиметров. Также строго оговаривается, что сами конструкции могут быть волнообразными и трапециевидными. При этом ширина волнообразной искусственной неровности не может быть меньше 3 метров, трапециевидной – меньше 2 метров. В последнем случае ширина наклонного участка должна составлять от 1 метра и более. На практике ширина наклонного участка, как правило, намного меньше, соответственно, угол подъема оказывается, мягко говоря, крутоват. В нормативе четко указано, что протяженность дороги с принудительным ограничением максимально допустимой скорости движения не должна превышать значений, указанных в таблице, а общее число искусственных неровностей (ИН) на таком участке дороги не должно быть более пяти. Есть ли альтернатива “лежащим полицейским”? Конечно, это автоматическая камера. К примеру, села Бахтемир и Икряное лежат на федеральной трассе, и устанавливать на ней искусственные неровности запрещено. Но благодаря камерам водители очень строго соблюдают скоростной режим в данных населенных пунктах. При этом дисциплинированные водители, не нарушающие ПДД, никакого наказания не получают, им не надо раньше времени обращаться в автосервис...