Город без маршруток

25.04.2016 15:03 Комсомолец каспия

С завидной регулярностью власти и транспортные ведомства возвращаются к теме наведения порядка в работе общественного транспорта в Астрахани. Огня добавило недавнее предложение трех депутатов Госдумы РФ дать частным перевозчикам больше воли – самим выбирать коммерческие маршруты и работать на них без всякого согласования с местными властями. Доходным маршрутом Парламентарии, в число которых входит депутат от Астраханской области Александр Старовойтов, выступили с инициативой внести изменения в ФЗ № 220 “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”. Основные положения этого закона вступят в силу летом этого года. Суть предложений депутатов: частные перевозчики, имеющие лицензии, сами определяют коммерческий маршрут и не согласовывают его с органами местного самоуправления, а лишь уведомляют власти о намерении работать на маршруте. Прибыль и только прибыль По мнению авторов проекта, наделяя местные власти исключительными полномочиями, ФЗ № 220 противоречит другим законодательным актам: закону о лицензировании и Гражданскому кодексу РФ. В последнем документе прописано, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Ее цель – систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Без “ты – мне, я – тебе” В случае принятия предлагаемых поправок, считают депутаты, у чиновников не будет искушения давать разрешения на маршруты взамен “благодарности” от перевозчиков. По новому закону, если у перевозчика нет маршрутной карты (фактически – разрешения на работу), с 15 июля 2016 года его будут штрафовать. Водителя на 5 тыс. рублей, должностное лицо – на 30 тыс. руб., юрлицо – на 300 тыс. руб. По последним данным, озвученным главой Астрахани Аленой Губановой, 80% частных перевозчиков (а речь идет о маршрутках) работают нелегально. И муниципальная власть намерена с этим бороться. Очевидно, подключая и тот инструментарий, который даст закон. Елена Ращепкина, руководитель региональной ассоциации автотранспортников: – Если говорить об инициативе депутатов, то в ней, скорее, больше минусов, чем плюсов. Сложно представить себе полное отсутствие регулятора перевозок. Ведь ясно, что любой перевозчик хочет получить самый доходный маршрут. А как быть с недоходными? По закону они должны дотироваться из бюджета. Но на деле этого не происходит. Маршрутки, к примеру, никогда не дотировались, а теперь господдержки лишились и большие автобусы в Астрахани. Так что регулятор должен быть, иначе – хаос. Другое дело, что у органов местного самоуправления действительно очень много полномочий. Раньше при горадминистрации была соответствующая комиссия, в которую входили и чиновники, и перевозчики. Сегодня этого нет. Это плохо, когда все сосредоточивается в одних руках. Кто останется на рынке Разрешение на работу получат только те, кто попал в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Вот здесь и начнется битва битв, причем в масштабах страны. Потому что многие астраханские перевозчики в реестр не попали. Так что кто будет возить пассажиров и на чем – не ясно. Часть маршрутов уже закрывается, пояснила Елена Ращепкина, Хотя, как утверждают эксперты, по закону о федеральном лицензировании все перевозчики пассажиров на момент выхода закона должны были попасть в реестр. На астраханском рынке перевозчиков – порядка 1400 маршруток. Но точной цифры, с учетом так называемых чернофлажников, наверное, никто не назовет. Радик Харисов, министр промышленности, транспорта и природных ресурсов: – Согласно ФЗ № 220 право на пассажирские перевозки, как и прежде, предоставляется предпринимателям/юридическим лицам по результатов конкурсов и наличии соответствующей лицензии. Реестры соответствующих маршрутов составлены. Министерство придерживается позиции, что именно госрегулирование транспортного обслуживания населения способствует обеспечению доступности, качества и безопасности перевозки пассажиров. Поэтому считаем реализацию инициативы депутатов нецелесо­образной и подводящей под сомнение качество предоставления транспортных услуг населению. Автобусы пока проигрывают Поскольку большие автобусы с начала года остались без дотаций, но с установленным тарифом в 19 рублей, “АстраханьПассажирТранс” снизил стоимость проезда до 17 рублей. Иначе предприятие в сравнении с маршрутками оказалось бы неконкурентоспособным. Но сегодня положение АПТ непростое, и региональное правительство принимает “антикризисные меры”, чтобы выправить ситуацию. Например, намерено предоставить автобусам в часы “пик” выделенные полосы. Реализуется эта идея или нет в условиях загруженных автотранспортом дорог – увидим. Тем временем на 25-м маршруте уже назрел конфликт “интересов” между маршрутчиками и автобусами. Первые снизили проезд до 15 рублей, чем отбили часть пассажиров у “большегрузов”. Хотя у маршрутчиков нет разрешения работать на этой линии, поскольку конкурс выиграл АПТ (“КК” № 40 подробно сообщал об этом в мае 2015 года). Есть информация, что не прочь пересмотреть цены в сторону понижения и некоторые маршрутчики, работающие в пригородных направлениях. Пока же можно сказать одно: совсем скоро 220-й ФЗ заработает в полную силу, а как он будет исполняться, пассажиры ощутят на себе.