Пасынки и падчерицы бюджета
Вернут ли статус многодетных семьям с детьми от разных браков?Вот уже больше года, как в регионе статуса многодетных лишились семьи, в которых воспитываются дети, рожденные в разных браках. А споры на эту тему не утихают. 2 марта в малом зале областной Думы на “круглом столе” обсуждали “Вопросы охраны материнства и детства в свете изменений в региональном законодательстве”. Два плюс два иногда меньше трёх Основная тема обсуждения – распространение статуса многодетных на семьи, имеющие трех и более детей и воспитывающие пасынков и падчериц. Проблема возникла в 2014 году, когда в региональный закон “О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области” были внесены изменения, по которым в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов. Тогда депутаты проголосовали за этот закон. С этого времени в органах соцзащиты стали отказывать в присвоении статуса многодетной семьи вступившим в брак гражданам, имеющим трех детей, в случае если один из детей от предыдущего брака. К примеру, мужчина и женщина, имеющие по двое детей от первого брака и решившие создать новую семью, многодетными уже не считаются. За “отказную” плати Есть, правда, одно условие, позволяющее решить проблему, – это усыновление детей супруга. Однако отваживаются на такой серьезный шаг не многие. Во-первых, чтобы усыновить ребенка, нужно получить “отказную” от его второго родного родителя либо добиться лишения того родительских прав. На деле же сделать это весьма непросто. У нас десятки тысяч женщин, воспитывающих детей, не могут даже найти своих бывших мужей, которые скрываются от алиментов. Во-вторых, такие, с позволения сказать, отцы, зачастую начинают вымогать с бывшей супруги и ее нового мужа деньги за “отказную”, причем немалые суммы, или просто куражатся над бывшей супругой. В других случаях кто-то не хочет терять алименты, которые в семье не лишние, или лишиться детской пенсии по потере кормильца. Наверное, их очень много Вариантов тут много, но за каждым стоят детские судьбы. А вот сколько таких судеб, как выяснилось в процессе обсуждения за “круглым столом”, не знает никто. Как пояснила представитель минсоцзащиты, обращение за социальной поддержкой носит заявительный характер. То есть и те, кому отказали в соцподдержке, и те, кто за ней и не обращался, зная заранее, что откажут, как бы выпали из статистики. Зато хорошо известно количество многодетных семей, имеющих такой статус. В 2015 году их было в регионе 10 тыс. 577. Озвучивалась на обсуждении и другая цифра. В третьем квартале 2015 года насчитывалось 31 тыс. 900 домовладений с тремя и более детьми. Сколько из них с пасынками и падчерицами, никто не считал. А зачем, если на них денег не нужно? Но серьезный люфт в 20 тыс. домовладений, прямо скажем, настораживает. Ведь на поддержку одной многодетной семьи, имеющей такой статус, областной бюджет тратит около 33 тыс. рублей в год. А если вернуть норму закона, действовавшую до поправок 2014 года, то дополнительно потребуется порядка 134 млн рублей. Очевидно, что испытывающий глубокий финансовый кризис областной бюджет таких расходов не потянет. Денег нет. И точка Показательно, при таких “исходниках”, было выступление представителя областной прокуратуры, которая заявила, что ведомство за то, чтобы снова уравнять в правах на соцпомощь и родных детей, и пасынков и падчериц в многодетных семьях. Но решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, относится к полномочиям органов власти субъекта РФ, и прокуратура отдает себе отчет в том, что региональная власть исходит из своих финансовых возможностей. В общем, все, как всегда, упирается в отсутствие денег и в вопрос “вам по закону или по справедливости?”. По закону субъекты РФ сами определяют критерии, при которых семья признается многодетной и, соответственно, получает меры социальной поддержки. Вот и определили: на кого денег хватает. А по справедливости? Когда вернутся школьные завтраки? Помимо этого болезненного вопроса, участники “круглого стола” также обсудили рост платы родителей в учреждениях дошкольного образования и возможность восстановления бюджетного финансирования питания учащихся младших классов средних школ. Хотя, по большому счету, обсуждать-то было и нечего. Ясно, как божий день, что плата за детские сады растет вместе с ростом цен на продукты питания и транспортные расходы. Заместить существенно подорожавший набор продуктов для детсадовцев на более “кризисный” нельзя, потому как нормы питания установлены законодательно. И без того “детодень” сегодня – это всего 116 руб. 50 коп. Особо не разгуляешься. Транспортные расходы с 1 апреля еще больше повысятся вместе с ценами на бензин. И что тут можно снизить? На горячее питание младших школьников денег в бюджете тоже нет. И не предвидится. Да и откуда им взяться, если поддержка регионального бюджета из федерального будет оказываться при обязательном условии “не допускать изменения дефицита бюджета Астраханской области, в том числе в части введения новых расходов на оказание мер социальной поддержки”. И можно хоть каждый день проводить “круглые столы”, во рту у детей слаще не станет.