Милиция возвращается! Или шериф по-астрахански
Похоже, нас с вами хотят окончательно запутать. Не успел народ привыкнуть к переименованию милиции в полицию, как в Госдуме уже вовсю обсуждается законопроект, возвращающий привычное название. Но и полиция тоже останется. В общем, без пузырька не разобраться.МВД отдельно, милиция отдельно Речь идет о законопроекте “О муниципальной милиции в РФ”, который только что внесен в российский парламент группой депутатов. Суть его в том, чтобы в городах и районах субъектов федерации создать свои управления муниципальной милиции. Заниматься новоиспеченные милиционеры будут исключительно охраной правопорядка, профилактикой правонарушений и защитой граждан и их имущества на подведомственной территории. При этом муниципальная милиция будет выведена из юрисдикции МВД, ей должен быть придан статус муниципального органа, а подчиняться она будет, естественно, мэру города или главе района, а вовсе никакому не министру внутренних дел. Но и это еще не все. Законопроект вводит принцип выборности милицейских начальников. Так, главу муниципальной милиции предлагается избирать тайным голосованием населения муниципального образования, а участковых инспекторов – на сходах местных жителей. Срок полномочий – 5 лет. В состав муниципальной милиции, как гласит законопроект, войдут дежурные части, ППС (патрульно-постовая служба), участковые, инспекции ПДН (по делам несовершеннолетних) и другие подобные подразделения. А что же полиция? А как же МВД со своим министром, генералами, мощными подразделениями – ОМОН, СОБР, спецназ, угро, сыскари и проч? Они, оказывается, остаются. Все важнейшие задачи, возложенные на органы внутренних дел, – раскрытие преступлений, следствие, оперативная работа, участие в контртерростических операциях, розыск преступников и т.д. – по-прежнему будет выполнять полиция. У “муниципалов” будут своя форма, единая по всей стране, но отличающаяся от полицейской, свой флаг и даже, может быть, герб и гимн. Здесь вам не Америка Таковы основные нормы законопроекта. Нетрудно видеть, что его авторы ориентируются на американскую модель, где в каждом штате есть свои избираемые населением шерифы и полицейские, а “федералы” – это ФБР (Федеральное бюро расследований). В полицейских американских боевиках федералы всегда ходят в штатском и пытаются отнять хлеб и славу в раскрытии преступлений у местных. Поэтому новый законопроект уже успели назвать “законом о шерифах”. Как относиться к этой идее депутатов? Возможно, кому-то она покажется бредовой и популистской. У нас и так ведь достаточно силовых и правоохранительных структур: полиция, прокуратура, следственный комитет, ФСБ, наркоконтроль, и отношения между ними трудно назвать очень теплыми и дружескими. А тут еще появится “младший брат” – муниципальная милиция. Можно представить, как будут смотреть на провинциальных правоохранителей их коллеги-полицейские и какие эпитеты отпускать в их адрес, не говоря уже о профессиональных взаимоотношениях. Все-таки у нас не Америка с ее реальным федерализмом (в каждом штате свои законы и независимая власть), а четко выстроенная система вертикали власти, особенно правоохранительных органов: в конечном итоге все решает Москва. Как бы не начались разброд и шатания: здесь, мол, наша прерогатива, и вы сюда не суйтесь. Или наоборот: это дело не наше, а федералов, пусть они и крутятся. Вот и министр МВД Колокольцев против: “Здесь сразу возникает конфликт интересов. Я это всё видел в начале 90-х годов, работая в Москве, когда возникала просто конфликтная ситуация: муниципальная милиция задерживает, доставляет граждан, грубо говоря, их оставляет на волю воздействия федеральных милиционеров. Возникает спорная ситуация: кто их должен оформлять? И разные другие вопросы, в том числе касающиеся финансового и материально-технического обеспечения”. Не поддерживает проект и правительство России, считая, что муниципальная милиция зачастую будет дублировать действия полицейских. Да и с финансовой точки зрения: раз милиция муниципальная, то и материально-техническое ее обеспечение, и денежное довольствие должны взять на себя органы местного самоуправления. Да разве найдутся в их бюджетах такие деньги? А федеральный центр вряд ли даст достаточные трансферты. В общем, вопросов масса. Возможно, ответы на них знают авторы законопроекта, среди которых лидер “Справедливой России” Сергей Миронов, генерал-майор МВД Татьяна Москалькова и другие. Дмитрий Березин, замруководителя отдела информации и общественных связей УМВД по Астраханской области: “Сотрудники органов внутренних дел положительно относятся и к уже успешно действующим добровольным народным дружинам, и к казачеству, оказывающему содействие полиции, а также ко всем иным структурам, которые помогают полиции обеспечивать охрану общественного порядка. Изменения, которые появятся в результате возможной реализации законопроекта, могут повысить эффективность противодействия преступности”. Сергей Варламов, руководитель АРОО “Дорожная этика”: “Я положительно отношусь к данному законопроекту, так как считаю, что нововведения изменят отношение людей к правоохранительным органам в лучшую сторону. Окружающие перестанут бояться милицейской формы, ведь они сами будут выбирать участковых”. Существование муниципальной милиции допускается российским законодательством. Так, федеральный закон № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” разрешает создавать органы муниципальной милиции в городских округах и муниципальных районах (пункт 8 части 1 статьи 15 и пункт 9 части 1 статьи 16). Правда, оговаривается в законе, это возможно только после принятия федерального закона о муниципальной милиции.