Сочинить за два месяца. Стали известны критерии допуска к ЕГЭ

15.10.2014 10:55 Комсомолец каспия

2 декабря – день “икс” для всех учеников 11-х классов: такую дату назначили для написания итогового сочинения, по результатом которого выпускники либо получат, либо не получат допуск к ЕГЭ. Тем временем Министерство образования опубликовало критерии оценки “зачетного” сочинения.Лермонтов, война, природа... После неудачного прошлогоднего опыта с вбросами правильных ответов ЕГЭ в Интернет ведомство решило всерьез “обесточить” выпускников 2015 года: не только конкретные формулировки, даже примерные темы ученикам неизвестны: все это будет в закрытом доступе до самого дня экзамена. Пока что министерство лишь задало общие направления работ. Таких направлений пять: “Вопросы, заданные человеку войной”, “Человек и природа в отечественной литературе”, “Спор поколений” и совсем уж экзистенциальное “Чем люди живы?”. Ну и, конечно, не обошлось без главного литературного события года – специально к 200-летию М.Ю. Лермонтова выпускникам предложат поразмышлять о культурном наследии поэта. Столь широкий простор для полета мысли среднего российского школьника поспешили оправдать в министерстве. По задумке чиновников, сочинение “позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы”. – Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обу­словленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д., – говорится на сайте ведомства. Сочинение – дело знакомое... 1 октября вслед за направлениями сочинения стали известны критерии оценки зачетных работ: 1 – соответствие теме, 2 – аргументация и привлечение литературного материала, 3 – композиция и логика рассуждения, 4 – качество письменной речи и, наконец, 5 – грамотность. Хочется верить, что последнее место этот критерий занимает не ввиду значимости. Впрочем, министр Дмитрий Ливанов предупредил волнения учеников и родителей: глава ведомства подчеркнул, что в этом году оценивать сочинения будут “без жестких оценочных градаций” в системе “зачет – не зачет”. Значит ли это, что в будущем сочинительское мастерство российских учеников разберут по всей строгости? Как бы то ни было, сами учителя настроены оптимистично. По их мнению, в том, что не все учащиеся способны выстраивать логичные рассуждения и писать сочинения на должном уровне, есть доля правды. Однако в целом практика написания сочинений школьникам знакома давно. – Конечно, определенные риски есть. В большой мере на уровень мышления школьников действует Интернет, где можно взять готовые шаблоны, не рассуждая самостоятельно, – рассказала “КК” завуч по учебной и воспитательной работе одной из астраханских школ. – К тому же для ребят нет ничего нового: есть, с одной стороны, схожий формат сочинений из ЕГЭ по русскому языку и литературе, с другой – практика написания подобных работ во всех классах. Учителя успокаивают, что, кроме собственно литературной подготовки, помогают школьникам и знания из других гуманитарных предметов: обществознания, истории. Дети с ограниченными возможностями и вовсе могут выбрать альтернативу сочинению – изложение предложенного текста. Хорошо забытое старое? Новость об обязательном сочинении стала для выпускников, пожалуй, самым “громким” сюрпризом: только написав его на положительную оценку, можно получить допуск к ЕГЭ. Решение о возрождении сочинения как итоговой аттестации школьников озвучил президент Владимир Путин. О высоком значении сочинения заговорили представители культурной верхушки российского общества: параллели с советской школой, по мнению некоторых, очевидны. – Сочинение на литературном материале, которое будут писать выпускники уже в декабре этого года, – важный шаг на пути к возрождению отечественного гуманитарного школьного образования, без которого не мыслится жизнеспособность нашего общества, – высказалась руководитель Совета по вопросам проведения сочинения в выпускных классах Наталья Солженицына. – В сочинении должны проявиться не только итоги обучения в школе, но и личностная зрелость выпускника, способного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения, Министерство же неоднократно повторяло, что сочинение – совершенно новый вид аттестационного испытания. Кстати, в центрах довузовской подготовки абитуриентов на инициативу правительства отреагировали оперативно и уже открыли отдельные курсы по подготовке школьников к успешному написанию сочинения. – Для абитуриентов организованы курсы выходного дня, – рассказывает специалист по учебно-методической работе факультета довузовской подготовки Наталья Ковылина. – Обу­чение включает как традиционную подготовку к Единому экзамену, так и специальные часы по работе над сочинением – обязательным испытанием для получения допуска к ЕГЭ. Между тем инициатива с дополнительным экзаменом оказалась не такой уж непопулярной. Согласно статистике, только 44% россиян знают об обязательной сдаче сочинения для допуска к ЕГЭ. 46% опрошенных, из которых 52% родителей и 44% школьников, относятся к новой форме аттестации положительно. Негативно отзываются лишь 14% респондентов, чаще других – опрошенные с низким доходом (23%), 18-24-летние (21%), жители небольших городов (19%).