Город без протянутой руки. Власти в очередной раз намерены бороться с уличными попрошайками
– Я переехала в Астрахань полгода назад из Саранска, – рассказала менеджер Ирина Войнова. – И была шокирована огромным числом попрошаек на улицах. Тут цыганята за рукав дергают, там инвалиды в лобовое стекло стучатся, у магазинов несчастные бабушки с протянутой рукой стоят.
Ирина – не первая, кто замечает такую особенность нашего региона. Но, к сожалению, ни правоохранители, ни власти не знают, как подступиться к решению этой проблемы. Ведь ни один закон в стране не запрещает просить милостыню.
Тень на имидже региона
В четверг, 20 февраля, этот больной вопрос снова всплыл на заседании комитета по госстроительству, законности и правопорядку областной Думы. С инициативой разработать законопроект о запрете попрошайничества выступили правоохранители.
– Мы просим внести административную ответственность за попрошайничество, потому что на данный момент у полиции нет никаких полномочий навести порядок в этой сфере, – обратился к депутатам заместитель начальника полиции по охране общественного порядка Олег Свиткин.
А между тем уличные побирушки представляют реальную угрозу. Например, в июле прошлого года 27-летний нищий напал в районе железнодорожного вокзала на двух девушек, которые отказались дать ему милостыню. У одной он вырвал из уха сережку, а другую сильно ударил по лицу. Молодого человека сразу задержали очевидцы происшествия.
– Это антиобщественное зло, – поделился с “КК” своими мыслями Олег Свиткин. – И мы сталкиваемся с ним каждый день. Но, к сожалению, не имеем возможности что-то изменить. Считаю, распространение попрошаек в городе бросает тень на имидж региона. Как мы можем претендовать на звание южной столицы России, когда люди на улицах просят милостыню?
Попытка № 2
Депутаты с энтузиазмом поддержали предложение полиции, и уже сейчас принято решение о создании рабочей группы по разработке закона о запрете попрошайничества.
– В настоящий момент уже разосланы приглашения всем субъектам, которые заинтересованы в обсуждении этого проекта, – рассказал председатель комитета по госстроительству, законности и правопорядку областной Думы Александр Башкин.
(Начало на стр. 1.)– Рабочая группа будет формироваться в течение месяца.
Впрочем, местные законотворцы пытаются решить проблему “лиц с протянутой рукой” не впервые. В январе 2011 года подобный законопроект уже был поддержан астраханскими депутатами. Но затем он был отозван по инициативе губернатора и прокуратуры. Основная причина – отсутствие юридического определения “попрошайничества”. – Аналогичные законопроекты были отменены в 11 субъектах страны, – констатирует Александр Башкин. – В Алтайском крае, Вологодской, Орловскоой, Пермской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Томской и других областях.Но на этот раз астраханские депутаты решились “взять быка за рога” и довести дело до конца. Возможно, за пример будет взят московский закон “О приставании к гражданам в общественных местах”. Он существует в столице с 2007 года и неплохо себя зарекомендовал.
Дорожный сбор
– На дорогах города занимаются попрошайничеством не больше семи человек, – рассказала инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Астрахани Ирина Родченкова. – И все территории между ними поделены.
Самые излюбленные места для просящих милостыню – это пересечение улицы Победы и Набережной 1 Мая, перекресток улицы Академика Королева и Вокзальной площади, район железнодорожного переезда у улицы 28-й Армии, “Лебединка” и, конечно, район Больших Исад.
“Люди, занимающиеся попрошайничеством, специально выбирают дороги с большим трафиком, – сетуют инспекторы ГИБДД. – Многие из них – в инвалидном кресле. Поэтому водителям сложно заметить их в потоке машин. Естественно, это может спровоцировать аварию”.
В Астрахани уже был громкий случай в 2011 году, когда инвалид-колясочник, просящий милостыню близ Старого кладбища, попал под фуру и от полученных травм скончался на месте.
Но даже риск погибнуть под колесами не останавливает людей от опасной “работы”.
– Видя такого “собирателя” на дороге, автопатрули всегда останавливаются и проводят с ним профилактическую беседу, – продолжает Ирина Родченкова. – На вопрос “Не боитесь ли вы погибнуть под машинами?” они отвечают: “Мне все равно. Это мой основной источник заработка. Сейчас вы уедете, и я все равно выйду на дорогу”.
А между тем штраф за нарушение правил дорожного движения для попрошаек, которые курсируют вдоль проезжей части, составляет 500 рублей. Но чаще всего побирушки отделываются устными замечаниями и предупреждениями.
Они придут с востока
Впрочем, по мнению миграционной службы, “сезон попрошаек” еще впереди.
– С наступлением тепла в нашу область опять прибудут таджикские и узбекские цыгане, называющие себя “люля”, – предположил начальник отдела иммиграционного контроля астраханского управления ФМС Станислав Кот. – Мы думаем, что приезжать они начнут в конце марта и покинут область только к холодам.
Напомним, что в прошлом году среднеазиатские цыгане буквально оккупировали улицы Астрахани. Их поведение и антисанитария наводили ужас на местных жителей.
Большая часть приезжих попрошаек поселилась в поселке Янго-Аул. Многие ночевали на улице в картонных коробках. Каждое утро женщины, дети и старики организованно уезжали в город просить милостыню, а мужчины работали в поле.Причем если раньше миграционная служба была для приезжих сдерживающим фактором, то теперь попрошайки-варяги стали юридически подкованными.
– Они узаконивают свое положение в России, делают патенты и регистрируются по месту проживания, – пояснил Станислав Кот.
Детство на улице
Среди астраханских попрошаек особняком стоят дети. У какого взрослого не дрогнет сердце, когда к нему подойдет полураздетый малыш и попросит “на хлебушек”?
– Мы ежедневно проводим рейды по изыманию с улиц безнадзорных и беспризорных детей, – рассказала замначальника ПДН регионального МВД Ирина Мудрая. – А также тех, которые занимаются попрошайничеством. Только за прошлый год на улице были найдены 778 детей. Из них 429 помещены в спецучреждения.
Большинство просящих милостыню ребятишек честно признаются, что “нас заставили родители”. Мамы и папы, выгоняющие детей на улицу, попадают под статью 151 УК (“Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий”). По ней им грозит до четырех лет лишения свободы. Правда, наказать таких горе-родителей не так-то просто. Дело в том, что взрослые должны лично признаться в том, что заставляли детей просить милостыню. Но большинство идут на попятную – мол, стояние с протянутой рукой – это желание самого ребенка и мы здесь ни при чем.
– За прошлый год по этой статье были привлечены только три родителя, – продолжила Ирина Евгеньевна. – Причем двое из них – цыгане.
Олег Свиткин, замначальника полиции по охране общественного порядка:
– Во многом в распространении уличного попрошайничества виноваты сами горожане, которые потворствуют людям, просящим милостыню. Дело в том, что в нашем менталитете заложены такие национальные черты, как сопереживание, доброта, отзывчивость. Именно на этих струнах души и играют попрошайки.
Виталий Семенов, настоятель храма Преображения Господня:
– Не стоит забывать, что милостыню мы подаем ради Господа. Как использует эти средства тот, кто получает милостыню, употребит на благо или использует для совершения греха, остается на его совести. Но порой люди слишком охотно подают милостыню прохожим, желая “прикрыть” этим свои грехи.
Валерий Козуров, замдиректора отделения ночного пребывания Центра социальной адаптации:
– У нас в основном останавливаются переночевать лица без определенного места жительства или те, которые попали в трудную ситуацию, например, недавно вышедшие из тюрьмы граждане. Но среди наших постояльцев нет тех, кто занимается попрошайничеством. Видимо, люди, просящие милостыню, имеют собственное жилье.